Открытая рабочая среда поддержки учебных курсов

Ровно 5 лет назад был создан этот опус и сделан доклад на конференции. А сегодня приходится наблюдать очередную кампанию по «оживлению» Электронного ЮУрГУ 2.0. Возникает вопрос: почему мы так любим грабли и имеем острое желание на них наступать? Принципиально, я не против Moodle, но только в качестве инструмента для экономии своего времени. Кстати, не самый передовой вариант Системы управления обучением LMSчитайте здесь. Наивно было бы ожидать энтузиазм ППС в этом начинании — думающий ППС будет «пилить сук, на котором сидит» без фанатизма, прекрасно понимая, чем каждому грозит деперсонализация образовательного процесса. Справа на этом сайте есть виджет «Под контролем». Пройдите по ссылкам пп. 16-20 и убедитесь, насколько это интереснее, содержательнее и полезнее формальных LMS типа Moodle. Работать надо именно в этом направлении, а вместо деперсонализации основное внимание направить на персонализацию.

Аннотация. Тенденция деперсонализации образовательного процесса проявляется в преувеличении роли технических средств обучения, абсолютизации образовательных технологий, в подмене творческого труда преподавателя механистическим составлением программ. Деперсонализация ведет к разрушению содержания гуманистического социально-педагогического идеала, к негативным социальным последствиям. Используя в своей практике современные персонализированные средства сетевого общения возникшая проблема «механизации» образовательных курсов может быть значительно сглажена. В качестве инструмента предлагается использовать сборку электронного журнала руководителя курса, построенную на базе Open Source CMS WordPress.

Тенденция деперсонализации образовательного процесса проявляется в преувеличении роли технических средств обучения, абсолютизации так называемых образовательных технологий (унифицированных методик и приемов программированного обучения), в подмене творческого труда преподавателя механистическим составлением программ.

Технократические установки настолько прочно укоренились в общественном сознании, что «в организации педагогического процесса доходит до предложений полной его алгоритмизации и даже замены учителя обучающими и экзаменующими машинами, …» [1].

«Технологическая» педагогика неразрывно связана с прагматично-рыночными установками, в рамках которых человек рассматривается не как личность, а лишь исполнитель; не самоцель, а средство. Как следует из результатов фундаментальных исследований XX века в области философии, социологии, психологии, педагогики, только творческое, разумное руководство преподавателя — ключевой фигуры образовательного процесса — обеспечивает действие законов социального наследования в процессе формирования человека и превращения его в творческую, познающую и нравственно действующую личность, т.е. в отношении профессиональной подготовки в того самого востребованного креативного, как сейчас модно говорить, специалиста, действительно обладающего профессиональными компетенциями [2].

Тенденция деперсонализации образования приводит к разрушению содержания гуманистического социально-педагогического идеала и, как следствие, к негативным социальным проявлениям. Технологическое направленное образование ориентировано не на гуманистический идеал, а на шаблон, и целью образования в этом случае стало не формирование творческой и социально ответственной личности, а производство обезличенных, унифицированных индивидов («деталей» государственно-рыночной экономики). Такой подход все более закрепляется в сфере образования и воспитания человека, в результате чего происходит тотальная ориентация на программированное обучение, раннюю узкую специализацию. Доказательство этому — рост за последние 10 лет, буквально, в геометрической прогрессии количества MOOC (от англ. Massive open online courses — массивные, массовые, широкодоступные, публичные, открытые дистанционные онлайн курсы).

Термин «открытые образовательные ресурсы» (Open Educational Resources, OER или ООР по русски) был впервые введен в научный оборот на Форуме, организованном ЮНЕСКО в июле 2002 г. Согласно принятому ЮНЕСКО определению, ООР — это учебные и научные ресурсы, существующие в открытом доступе или выпущенные под лицензией, которая разрешает их бесплатное использование и модификацию третьими лицами, их отличительными особенностями являются:

  • методическая, учебная или научная направленность материалов;
  • поддержание различных форматов и носителей для представления материалов;
  • опубликование на условиях открытой лицензии учебных и научных материалов, являющихся общественным достоянием;
  • обеспечение бесплатного доступа, использования, переработки и перераспределения материалов другими пользователями;
  • минимальные ограничения либо без таковых при работе с ООР;
  • открытое лицензирование встроено в существующую систему прав интеллектуальной собственности, определенных соответствующими международными конвенциями, и признает авторское право на произведение.

Открытый образовательный ресурс может включать как отдельные и/или различные комбинации следующих элементов [3]:

  • полный электронный курс обучения;
  • методические материалы;
  • учебные модули;
  • учебные пособия, практикумы;
  • видео- и аудиоматериалы;
  • тесты, контрольные задания;
  • программное обеспечение;
  • другие материалы, инструменты или технологии, направленные на обеспечение (поддержку) доступа к знаниям.

Как видим, на фоне современных достижений ИКТ, как правило, абсолютизируются различные аудиовизуальные средства и виртуальные миры, создаваемые современной компьютерной техникой, в ущерб общению между учителем и учеником. Но необходимость личности преподавателя в образовательном процессе обусловлена, прежде всего, иерархичностью знания и самого процесса познания — вспомните великих гуру. На уровне витальной информированности приемлемы любые технологические информационные устройства, здесь роль личности преподавателя действительно сводится к составлению программ. Но на уровне формирования целостной и осмысленной системы знаний личностный фактор становится ничем не заменимым. На уровне высших ценностных компонентов знания, т.е. формирования смысложизненных ориентаций, потребность в личностном, творческом участии преподавателя на фоне стремительно растущих инфо-коммуникационных технологий (ИКТ) все более возрастает.

Понимая необходимость и значимость непосредственного общения участников образовательного процесса, наше внимание было обращено на совершенно естественный инструмент, завоевавший в последнее время значительную популярность и известность, CMS — Content Managment Systems, системы управления контентом.

Опираясь на рейтинг популярности CMS по версии [здесь] (см. рис. 1) для проектирования рабочей среды поддержки образовательного курса, в качестве базы выбран WordPress.

Рис. 1. Популярность систем управления контентом (обновлено на январь 2019 года)

 

В результате проектирования рабочей среды, которое было направлено на организацию синхронного (Skype, ISQ, Google Talk) и асинхронного взаимодействия между участниками образовательного процесса (специальная служба «Личной переписки») создан рабочий набор плагинов (дополнений к ядру CMS), который обеспечивает реализацию следующих возможностей персонализации руководителя курса:

  1. Управление методическими материалами, в том числе и мультимедиа-контентом. Плагин обеспечивает полный контроль над учебным контентом, загрузку, выгрузку, закачку, отображение, назначение прав доступа для различных категорий обучаемых;
  2. Оперативное управление расписанием очных занятий;
  3. Управление расписанием очных и дистанционных занятий, а так же контрольными точками;
  4. Управление Бально-рейтинговой системой курса, с возможностью гибкого управления показателями;
  5. Отчетность по результатам практических работ c комментированием преподавателем;
  6. Автоматизированные опросы;
  7. Асинхронного и синхронное обсуждение результатов учебных заданий;
  8. Управление конкурсами в рамках учебного процесса.

Действующие и применяемые на практике примеры сайтов, которые реализованы с помощью плагинов рабочей среды, можно найти в Интернете, например, [здесь] — курс Факультета повышения квалификации преподавателей и [здесь] — учебный курс «Электронный бизнес» по программе образовательного направления 080500.62 «Бизнес-информатика». Практическое применение рабочей среды проявило наибольшую эффективность при использовании концепции, изложенной в предыдущей статье [4].

Список литературы

1. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности: Цикл популярных лекций-очерков с приложениями: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001, 592 с. [с. 259]

2. Каланчина И.Н. Социально-философский анализ роли личности учителя современном образовании / Автореф. дисс. На соискание степ. к.ф.н. — Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat, 2004, [здесь]

3. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах — [здесь]

4. Костерин В.В. CMS, как технологическая основа непрерывной подготовки специалистов информационных технологий / Новые информационные технологии в образовании: материалы VI междунар. Науч.- практ. конф., Екатеринбург, 12–15 марта 2013 г. // ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. Ун-т». Екатеринбург, 2013. 390 с. [с. 354]

P.S. Оригинал опуса опубликован в сборнике.
Открытая рабочая среда поддержки учебного курса — Новые информационные технологии в образовании: материалы VII междунар. Науч.- практ. конф., Екатеринбург, 11–14 марта 2014 г., с. 604, стр. 74-78.

Презентация к докладу

Дополнительные материалы можно скачать:

  1. Костерин В.В. «Электронный дневник» – инфо-коммуникационная система поддержки бизнес-процессов практических занятий в ВУЗе. – Новые информационные технологии в образовании: материалы междунар. Науч.-практ. Конф., Екатеринбург, 2012, 530
    с., стр. 441-443
  2. Костерин В.В. CMS, как технологическая основа непрерывной подготовки специалистов информационных технологий — Новые информационные технологии в образовании: материалы VI междунар. Науч.- практ. конф., Екатеринбург, 12–15 марта 2013 г., с. 391, стр. 354-357
Print Friendly, PDF & Email

CC BY-NC 4.0 Открытая рабочая среда поддержки учебных курсов, опубликовано К ВВ, лицензия — Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


Респект и уважуха

Добавить комментарий