Карабашгейт: космическая наука освещает грязные тайны

Данный материал продолжает тему южноуральской экологии, обсуждавшейся 19 октября 2015 года в статье «Спутник НАСА исследует количество выбросов диоксида серы с Карабашского завода».

Представительная международная группа учёных наконец-то опубликовала данные космических наблюдений за мировыми выбросами диоксида серы. Статья Криса МакЛиндена, Виталия Фиолетова, Марка Шепарда, Николая Кроткова, Джоанны Джойнер и др. вышла 30 мая 2016 в престижном британском журнале Nature Geoscience.

Параллельно, в европейском журнале «Атмосферная физика и химия», эта научная группа опубликовала 23 мая обновленный мировой каталог из пятисот источников диоксида серы, включающий 297 электростанций, 76 вулканов и более сотни промышленных предприятий (каталог в файле Supplement свободно скачивается, как и сама статья).

Работа вызвала большой интерес: 1 июня НАСА выпустила о ней пресс-релиз: [здесь]. Тему подхватили телевидение и газеты многих стран — от «Вашингтон пост»: [здесь] до российских СМИ: [здесь] и [здесь].

Материалы СМИ довольно куцые, поэтому стоит обсудить эту работу детальнее, ведь это исследование представляет особый интерес для южноуральцев, которые испытывают качество городского воздуха на своих легких. (Для справки: я родился возле Челябинского металлургического завода, прожил там 15 лет и про заводские выбросы знаю всё. Я вырос на улице Сталеваров, в семье сталеваров. Мой отец и старший брат имеют горячий стаж и получили пенсию с 50 лет, а отец — ещё и цементацию легких).

Исследование, которое базируется на данных голландско-финского прибора OMI, установленного на спутнике “Aura” (НАСА), позволило обнаружить 40 ранее незарегистрированных источников диоксида серы (SO2). 8 таких источников расположено в Иране, 5 — в Китае, по 3 в Мексике и в России, 2 — на Украине. Из этого списка самыми мощными поставщиками диоксида серы в атмосферу оказались нефтяной завод в Мексике (834 тысяч тонн в 2014 году) и угольная электростанция в Китае (708 тысяч тонн).

Одним из «скрытых» российских источников SO2 оказался хорошо знакомый южноуральцам завод «Уфалейникель». Согласно данным OMI, в Уфалее за несколько лет выбросы диоксида серы увеличились в 2-3 раза и достигли в 2013-2014 годах величин в 134-179 тысяч тонн. Я построил по данным SO2-каталога кривую уфалейских выбросов диоксида серы в 2005-2014 годах:
138020_1000-1

Для некоторых давно известных предприятий — источников SO2, учёные зафиксировали значительную разницу между измеренным из космоса выбросом диоксида и отчетами наземных властей. Самым впечатляющим примером несоответствия между официальной информацией и космическими измерениями оказался Карабаш. Конечно, для авторов исследования Карабаш — это всего лишь одна точка на карте из пятисот источников. Даже повышенный интерес к нему тянет всего лишь на абзац в статье и на один слайд в презентации. Но для южноуральцев Карабаш — это индикатор, лакмусова бумажка для кислотного котла местной экологической политики.

Что утверждают официальные данные?

В объемном документе «Доклад об экологической ситуации в Челябинской области за 2014 год», подготовленном областным Министерством экологии, есть диаграмма, которая утверждает, что в 2014 году воздух в Карабаше был в два раза чище, чем воздух в Златоусте, и в три раза чище атмосферы Челябинска. Из диаграммы следует, что индекс загрязнения атмосферы Карабаша с 2012 по 2014 год упал почти в два раза.
137691_1000-1

Что говорят космические данные?

Учёные в журнале «Атмосферная физика и химия» пишут: «В соответствии с доступной информацией по выбросам SO2 (Калабин, Моисеенко, 2011), выбросы из Карабаша в 2005 и 2006 году были около 40 и 30 тысяч тонн в год, соответственно. По измерениям космического прибора OMI, выбросы в эти годы составили около 60 тысяч тонн, то есть выше на 20-30 тысяч тонн, что внутри неопределенности нашего метода. В последующие годы, уровень выбросов, согласно официальным данным (Калабин и Моисеенко, 2011), продолжал уменьшаться, достигнув в 2008 году всего лишь 5 тысяч тонн в год. Но, согласно наблюдениям космического прибора OMI, выбросы выросли до 300 тысяч тонн в 2014 году, сделав Карабаш одним из самых сильных антропогенных источников SO2 в мире».

Расхождение между рапортами чиновников и космическими измерениями — более чем в 50 раз! Если карабашские выбросы диоксида серы были бы 5-10 тысяч тонн, как утверждают официальные доклады, то спутник ничего не зарегистрировал бы — он не может замечать такие слабые источники. Сейчас фонтан карабашского диоксида серы ярко «светится» на спутниковых картах как один из крупнейших в мире промышленных источников диоксида серы, второй по значимости в России после Норильска. Рост карабашских выбросов диоксида серы устойчиво регистрировался спутником с 2006 года — и он точно следует увеличению количества выплавляемой на заводе меди. Научная группа, изучающая SO2, подготовила ёмкий слайд по Карабашу (слайд предоставлен В. Фиолетовым):
137926_1000-1

Красной линией показаны выбросы SO2, измеренные космическим прибором OMI; зеленая растущая кривая — производство меди в Карабаше по опубликованным данным. Синие графики показывают официальные, в основном из отчетов Министерства экологии Челябинской области, данные по карабашским атмосферным выбросам (штрихованная линия — общие выбросы, сплошная — только SO2). Учёным не удалось добыть данные о выбросах SO2 в Карабаше за последние годы, что объясняет обрыв кривой на 2012 году (Почему деклараций о чистоте атмосферы всё больше, а конкретных данных о загрязнениях все меньше?) Но отчеты Минэкологии утверждают, что после 2012 года атмосфера Карабаша стала чище в два раза.

Этот слайд был показан на европейском экологическом симпозиуме, который проходил в Праге 9-13 мая 2016 года, а также (без данных за 2015 год) на заседании Американского геофизического союза в декабре 2015 года в Сан-Франциско. Случай Карабаша становится хрестоматийным для мировой экологии.

Немного цифр. Согласно законам химии, каждая выплавленная тонна меди сопровождается образованием 2-3 тонн диоксида серы (точная цифра зависит от состава руды и технологии выплавки). По открытым источникам можно оценить, что завод «Карабашмедь», принадлежащий Русской медной компании, сейчас выплавляет около 120 тысяч тонн меди. Это должно приводить к образованию примерно 300 тысяч тонн диоксида. Именно такой мощный карабашский фонтан SO2 открыл спутник НАСА в 2014 году. В мире давно существуют технологии, которые надёжно улавливают этот ядовитый газ — отметим, что в 2015 году спутник «Aura» зарегистрировал значительное уменьшение выбросов карабашского диоксида серы, что, видимо, связано с запуском нового цеха улавливания диоксида серы. Но минимальные мировые расценки улавливания одной тонны SO2 — двести долларов. Значит, чтобы поймать выброс в 300 тысяч тонн диоксида, нужно тратить в год в среднем 60 миллионов долларов, что составляет 10% от стоимости произведённой меди (тонна меди на мировом рынке стоит 5000 долларов, поэтому 120 тысяч тонн карабашской меди соответствует 600 миллионам долларов дохода). Беда в том, что розовые капиталисты встречаются реже белых ворон. А стандартный капиталист недовольно посмотрит на требуемые ежегодные экологические расходы в 60 миллионов долларов — и легко может решить, что за гораздо меньшую сумму он купит всех нужных чиновников, экологов, журналистов, да и судей.

Канадец МакЛинден, давая интервью канадскому телевидению, отметил, что в Канаде не нашлось неучтённых источников диоксида серы, потому что детекторы SO2 крепятся прямо в дымовых трубах, что дает надежную информацию о выбросах.

Я был потрясён, когда прочитал в прессе, что карабашские экологи не имеют самого простого оборудования для измерения диоксида серы — и определяют чистоту воздуха в своём городе по нюху! А если случится насморк? Компактные приборы для измерения диоксида серы продаются за несколько сот долларов по интернету на amazon.com. Вулканологи ставят такие приборы вокруг вулканов — и считывают с них данные через интернет. Почему измерить ядовитые выбросы диоксида серы возле труднодоступных приполярных вулканов легче, чем в городе Карабаше? Возле вулкана не сталкиваются ничьи интересы?

Я сомневаюсь в том, что нынешнее Министерство экологии Челябинской области (министр — Гладкова Ирина Александровна, бывший сотрудник «Русской медной компании» и Томинского ГОК) может обеспечить объективность экологических данных по «Карабашмеди» и другим предприятиям. Как учёный, я вынужден оценить достоверность официальной информации от Минэкологии как близкую к нулю.

Экология — это наука. Советую губернатору и правительству Челябинской области поставить во главе Министерства экологии какого-нибудь крупного учёного-эколога. Но экология — это трудная и опасная наука, поэтому нового министра нельзя оставлять в одиночестве. Ему должен помогать постоянно обновляемый и влиятельный экологический совет из учёных, общественников и журналистов, который проследит за достоверностью информации об экологии Южного Урала и за состоянием воздуха на «курорте Карабаш» (несолидно полагаться на принюхивающихся девушек из карабашской администрации). Надо также закупить десятки недорогих измерителей диоксида серы и раздать их не только официальным экологам, но и местным общественникам.

Естественно, достоверность экологической информации — это полдела. Нужна политическая воля и юридические рычаги, которые бы сделали экологические расходы выгодными для владельцев заводов. В январе 2016 года завод «Карабашмедь» был оштрафован на 180 тысяч рублей за выбросы ядовитого диоксида серы. Сравним с 60 миллионами долларов ежегодных экологических расходов, которые по мировым нормам должен тратить собственник такого производства: очевидно, что такие экологические штрафы только радуют владельцев завода, которых может напугать только перспектива остановки производства (такая мера есть в законе).

Согласно данным министерства экологии Челябинской области, Карабаш стал одним из самых чистых крупных городов области. Если вы живете в Челябинске и не успели переехать в Карабаш, где такой замечательный воздух и масса дешёвого пустующего жилья, то не расстраивайтесь: спутниковые данные показывают, что хвост из газовых выбросов «Карабашмеди» легко достигает Челябинска. Так что можно и не переезжать — «курортный» карабашский воздух нарастающими темпами сам прибывает в столицу Южного Урала.

Широко обсуждаемый Томинский ГОК, который сам не подарок для измученной экологии Южного Урала, параллельно вызовет дальнейший рост производства меди и ядовитых газов в Карабаше. Можно ли затевать масштабный промышленный проект, если данные министерства, контролирующего экологию, так расходятся с независимыми научными данными и не вызывают никакого доверия?

Николай Горькавый,
доктор физико-математических наук

P.S. Перепечатка и распространение данного материала только приветствуется.
P.P.S. Меня поправили: журнал «Атмосферная физика и химия» является европейским. Исправился.
P.P.P.S. Вот так выглядит хвост выбросов от типичного источника диоксида (расположенного в нуле координат), распространяющийся по ветру (из приложения к статье вышеупомянутых авторов в Nature Geoscience). Как видно из распределения, хвост легко протягивается на полтораста километров, а Челябинск — всего в 90 км от Карабаша. Конечно, эта картина для определенного направления ветра, но направление Карабаш-Челябинск как раз доминирующее направление южноуральских ветров. Так что Челябинск живет под диоксидным хвостом Карабаша.
138413_1000-1
Tags: Гуманизм, Научные истории

Источник: Карабашгейт: космическая наука освещает грязные тайны

Print Friendly, PDF & Email

CC BY-NC 4.0 Карабашгейт: космическая наука освещает грязные тайны, опубликовано К ВВ, лицензия — Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


3 нравится это

Добавить комментарий