Какой будет система профессионального образования будущего?

  Очень противоречивые заметки (ссылка на оригинал в конце публикации), однако, наводят на философские мысли. Особенно в части изменение роли преподавателя в эпоху информационных технологий. Опять же, всё что здесь написано можно отнести только к сфере профессионального образования, не более того. По крайне мере, заслуживает внимания и дотошного обдумывания. Свои комментарии за отсутствием времени оставляю «на потом»

Общие требования/ключевые отличия от современной системы

  1. Скорость и настроенность на результат. Готовить людей по 5–6–10 лет к профессиональной карьере — больше нет возможности. 10 лет в средней школе и до 7 лет в вузе — это слишком много и крайне не оптимально с точки зрения качества обучения. Это создает угрозы. Обучение и созидание, профессиональная деятельность идут параллельно. Обучение начинается в 6-7 лет и более никогда не заканчивается в жизни. Фазы школы и ВУЗа нет. Человек начинает профессиональную деятельность когда готов, желает и доказал свою состоятельность. Если 10 летние дети могут программировать, то непонятно, почему они не могут лечить людей или выступать адвокатами?
  2. Обучение и профессиональная деятельность идет до смерти. Это не прихоть — это защита от возрастной деменции. В природе и устройстве нашего организма нет понятия пенсии и отставки. То, что перестает исполнять свою функцию — деградирует и умирает.
  3. Индивидуальный подход в образовании, так как именно он решает проблему скорости и качества. Это не отменяет ни групп, ни коллективных занятий, но полная индивидуальность в подходе возвращается и становиться основой. Индивидуальный подход не только в наличии персонального наставника, но и уникальной учебной траектории.
  4. Расширение содержания обучения от исключительно профессиональных навыков до навыков созидания и предпринимательства. Не нужны просто инженеры, просто ученые, просто учителя — люди, поддерживающие регулярные функции. Все, что может быть формализовано и алгоритмизировано будет передано машинам. Нужны инженеры-предприниматели, ученые предприниматели, учителя-предприниматели.
  5. Предприниматель — это не про деньги, это про способность менять мир, выдвигать идеи, привлекать людей и ресурсы, преодолевать препятствия и интенсивно устанавливать связи.
  6. Ключевая роль в развитии ученика — это Наставник, который ведет ученика по его траектории. Учителя, Тренеры, Консультанты появляются эпизодически в процессе разных проектов. Фокус не на том, какие предметы освоены, а насколько эффективная личность растет, насколько человек способен идентифицировать и решать проблемы, устанавливать эффективные связи с людьми, выдвигать идеи и воплощать их.
  7. Проектирование и управление судьбой. Новый университет не просто способен научить чему-то, его главная ценность в том, что он помогает спроектировать, смоделировать и реализовать жизненную траекторию в хаотическом, сложном, постоянно меняющемся и развивающемся мире.
  8. До сих пор создание собственной карьеры было уделом отдельного человека, карьерных консультантов или программ роста внутри корпораций, но это теряет актуальность, так как неопределенность и скорость изменений нарастает. Корпорации сами не знают свое будущее, что они могут сказать людям?
  9. Диплом университета как трастовый сертификат теряет смысл. Трудовая траектория человека, репутация, список проектов, с кем персонально работал и их отзывы, у кого учился и их отзывы — все это формирует уникальный рейтинг, который собственно и служит аналогом диплома. Все это формируется автоматически в процессе учебной и профессиональной карьеры с молодого возраста. Корпорации и стартапы могут выбирать кандидатов, непосредственно получая данные о профессиональных траекториях. Резюме, как инструмент продаж, основанный на мало информированном рынке — уходит в прошлое.

Основные инструменты, фремворки

Ядро — система менторинга, которая дает индивидуальный доступный менторинг и поддержку для любого человека. Это универсальный социальный интерфейс, “единое окно”, “точка входа”, которая обеспечивает все взаимодействие с остальными элементами системы, включающими:

  • Контентный фреймворк — как организована программа, чтобы учить нужным знания и навыкам, развивать нужные качества, двигать к цели по карьерной траектории.
  • Система моделирования, проектирования, прогнозирования и управления учебной и профессиональной траекторией, по сути система управления судьбой…
  • Сообщество учеников, профессионалов, менторов и учителей

Технологии

  • AI, который частично берет на себя функции обучения и менторинга на основе модели менторинга, взаимодействуя с…
  • AI, который разрабатывает, корректирует и управляет индивидуальной учебной и профессиональной траектории (УПТ) на основе…
  • “Модели проектирования судьбы”, которая постоянно моделирует и корректирует все индивидуальные жизненные траектории, учитывая все взаимодействия и изменения в мире
  • коммуникативные технологии, это могут быть некие миксы нейроинтерфесов, виртуальной и дополненной реальности, встроенное обучение в IoT
  • технологии human improvement

Ключевое отличие новой системы образования

  • Сочетает массовость с индивидуальным подходом
  • Центром является не университет, не корпорация, а уникальная жизненная траектория человека
  • Человек взаимодействует с системой постоянно, на протяжении всей жизни, так как именно она обеспечивает ему максимальную социализацию и помощь в воплощении его самых смелых идей
  • Человек проходит в системе циклически три основные фазы: ученик — когда он больше учится, профессионал — когда он больше делает и созидает, учитель — когда он больше учит. Человек много раз в своей жизни проходит эти фазы на разных уровнях, снова и снова.
  • Такая система не является централизованной в обычном смысле, это то, что называется scale-free network, так как агенты этой сети объединены не корпоративными правилами и периметрами, а общими правилами, целями, смыслами и инструментами. В этой сети есть те, кто потребляет ценности, есть те, кто их предоставляет. В каком-то смысле это рыночная модель, в плане того, что спрос на того или иного агента определяется его репутацией. Однако в этой сети не может предоставляться услуг с качеством ниже стандарта.
  • Источниками финансирования такой системы могут выступать потребители, корпорации, университеты, сообщества, государства или инвесторы, потому, что каждый бенефециар найдет свою выгоду.
  • Такая система является и сервисной платформой и маркетплейсом одновременно, но децентрализованными, действуя в интересах сообщества, а не ограниченной группы собственников.
  • Предоставление безусловного дохода будет распространяться и на базовые опции такой системы.

Оригинал: Серендипити Алексея Крола

Print Friendly, PDF & Email

CC BY-NC 4.0 Какой будет система профессионального образования будущего?, опубликовано К ВВ, лицензия — Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


Респект и уважуха

Добавить комментарий