MOOCs — реальный старт в развивающихся странах

Безусловно, интернет технологии могут расширить доступ к высшему образованию во всем мире.

Такие образовательные онлайн-платформы, как Coursera, EDX и Udacity, стремительно вышедшие на сцену в прошлом году, по утверждению своих сторонников имеют огромный потенциал для демократизации высшего образования в странах, где доступ к нему наименьший (см. «Важнейшие технологии образования за последние 200 лет»). Сегодня такие амбиции становятся реальностью постольку, поскольку все больше людей, не смотря на серьезные проблемы, начинают экспериментировать с их установкой.
Великое множество студентов из Индии и Бразилии регистрируются на этих массовых открытых онлайн-курсах или, так называемых MOOCs — Massive open online course, продолжая свое бесплатное обучение с такими ведущими университетами, как Стэнфорд, Массачусетский технологический институт и Гарвард.
next.step_.moocsx299[1]
Однако, в беднейших регионах мира, где иногда затруднен надежный высокоскоростной доступ в Интернет для передачи потокового видео курса лекций, доставка образовательного контента в массы явно не простая задача, поэтому эксперименты организационного порядка здесь только начинаются (см. «Онлайн курсы оказывают давление на университеты беднейших стран»).
Одна из главных задач курсов MOOCs, которые до сих пор, в основном, поступают из университетов США — это адаптация содержания к разнообразию аудиторий всего мира, к любым комбинациям языков, образовательным, мотивационным и культурным традициям. Критики опасаются большого роста образовательных кейсов всего от нескольких элитных учреждений западных стран, но это беспокойство беспочвенно в силу не соответствия различных традиций обучения у разных народов.

Такая ситуация, чисто с точки зрения курсов, начинает меняться и эти стартапы расширяются предложениями сотрудничества с международными университетами. Так, например, в феврале (2013 года) некоммерческая платформа EDX, созданная в прошлом году силами Гарварда и MIT, в качестве партнера дополнилась Федеральной политехнической школой из Лозанны, Швейцария. И хотя первые курсы проводятся на английском языке, в Школе, согласуясь с задачами развития Гражданского общества, по предложению представителей EDX теперь задумали распространить их на франкоязычные регионы Восточной и Центральной Африки.

Обслуживание и мониторинг MOOCs необходимо передавать в развивающиеся страны, ведь даже такой очень мелкий недочет как, например, невозможность загрузки и использования студентами контента, отличного от видео, имеет огромное значение. Но серьезные MOOCs идут дальше, в том числе и EDX, у которых в планах ближайших месяцев создать открытые источники своей платформы и предоставить эти источники не только университетам для создания своих онлайн-курсов, но и программистам всего мира для экспериментов и разработки настраиваемых интерфейсов.

«То, что мы уже имеем сегодня — это очень хороший первый шаг», говорит Anoop Gupta, ведущий ученый и исследователь из Microsoft. «Мы должны убедиться в том, что создаем инструменты, позволяющие легко генерировать новый контент, отличный от того, что создается в Массачусетском технологическом институте и Стэнфорде». Релевантность, как отмечает он, является одним из крупнейших мотиваторов для студентов.

Многие уже сейчас, заглядывая в будущее онлайн-курсов для развивающихся странах, понимают, что нельзя надеяться исключительно на Интернет, а необходимо органичное совмещение с традиционной работой колледжей.

В Индии, например, Microsoft Research, у которого офисы в Бангалоре, сотрудничает с университетами, используя «уполномоченные классы», где проводятся онлайн лекции, форумы и викторины для студентов инженерных специальностей различных школ, совмещенные с тем же курсом информатики. Еще одна интересная идея из Индии — это проект Microsoft Research по сканированию электронных учебников на предмет извлечения наиболее важных понятий, которые в дальнейшем могут быть интегрированы в обучающее онлайн видео. Таким образом, индийские профессора могут обсуждать воздействие электромагнитных полей вместе с показом ряда диаграмм из учебников по физике. Еще один проект, называется VidWiki и позволяет любому комментировать видео текстом на родном языке.

В MOOCs существуют очень актуальные практические вопросы, например, обеспечение реальной сертификации независимо от местонахождения. Для этом Coursera экспериментирует с различными способами идентификации студента. С другой стороны Udacity просто работает с Центрами компании Pearson, которая проводит тестирование физических лиц по всему миру.

Самые грандиозные планы не могут приходить только от технологий.

Прямо сейчас, в Руанде, некоммерческая организация Generation Rwanda приступает к работе над амбициозным экспериментальным проектом, вероятно, одним из первых в своем роде — университет, полностью построенный на MOOCs.

Хотя в конце этого года (2013) будет работать только пилотный вариант, конечной целью является создание университета в Руанде для 400 человек, с обеспечением занятий всех студентов только посредством MOOCs и путем обсуждения проблемных областей для стипендиатов (коммерческих студентов). «Для начала, первые студенты попробуют курс Гарвардского университета по юриспруденции и курс Университета Эдинбурга Критическое мышление и глобальные вызовы«, — говорит исполнительный директор создаваемого Университета Jamie Hodari (Джейми Ходари). Как только будет достигнуто соглашение о партнерстве с Southern New Hampshire University — Новый южный Хэмпшерский университет, по тестированию и сертификации, Университет начнет работать.

Hodari считает, что упрощается работа эксперта (учителя), когда он наблюдает без посредников (без деканата), только через провайдера MOOCs, за данными студента тем, как человек добывает знания, спотыкается в той или иной теме и это позволит сэкономить средства. Некоммерческие амбиции уже сейчас позволяют предлагать стоимость полного года обучения в пределах US $1500 и даже меньше.

Хотя только 1% руандийцев смогут с помощью интернет-технологий достичь степени бакалавра, Hodari не ждет. Ссылаясь на то внимание, которое приобрело MOOCs за последний год он утверждает — «Нам тяжело понять, прочитав все эти посылы, что уже сейчас можно учиться где нибудь в Судане и получать первоклассное высшее образование бесплатно. Сегодня нам кажется, что это очень далеко от реальности и на самом деле доступно не всем, а только немногим избранным».

Источник: MIT Technology Rewiev

Джессика Лебер, 15 марта 2013

Print Friendly, PDF & Email

CC BY-NC 4.0 MOOCs — реальный старт в развивающихся странах, опубликовано К ВВ, лицензия — Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


1 нравится это

Добавить комментарий