Михаил Веллер: Тезисы ДОКЛАДА на ХХIV Всемирном философском конгрессе в Пекине 13-20 августа 2018 года

Объективный и неотвратимый, природный характер глобализации на уровне природном, вселенском, эволюционном подтверждается тем, что системы одной природы при контакте взаимно диффузируют. Это относится также к системам социальным, этническим, религиозным и прочее. Взаимослияние народов и государств – процесс однонаправленный. Хотя при естественном падении и разрушении великих цивилизаций, как Двуречье или Рим, происходил распад объединенного социума на множество мелких народов и государственных образований – на следующем историческом этапе объединение вновь происходило, причем на более высоком уровне, даже если это принимало уже иную форму и в ином месте.
     

2. Сегодня слияние этносов и культур происходит на уровнях смешанных браков, усиления роли объединяющего английского языка в ущерб языкам национальным, через унификацию обучения и стремление попасть в самые престижные центры учебы немногих западных стран, через экономическую кооперацию и движение финансовых потоков мирового рынка, все более единого.
     
3. Мировая культура в широком смысле слова давно унифицирована: единство архитектуры, моды, техники, питания, искусства, товаров потребления всех родов и научных разработок во всех направлениях.
     
4. А главное – единая глобальная культура, единая координация действий человечества способна дать более высокий результат совокупных действий и свершений. Единая система управления и координации всех действий – более эффективна и рациональна, чем разъединенность, раздробленность центров управления. Природа же – на уровне устройства Универсума, на уровне эволюции Вселенной, на уровне общего принципа организации всего нашего Бытия – стремится к максимальным свершениям через минимально возможную для этого затрату энергии. Эволюционный механизм Универсума предельно рационален и экономичен. Так что все печальные издержки глобализации, все исчезновения народов и культур, нивелирование нюансов в общем едином потоке – увы, неизбежны. (Так уже исчезла масса диалектов и племен при слиянии в велики народы французский, немецкий, русский и так далее.)
     
ОДНАКО. Я считаю необходимым упомянуть основные опасности нарастающего процесса глобализации, его теневые стороны, рифы на его пути – о каковых опасностях не принято обычно не только говорить, но даже думать.
     
Мы должны здесь следовать только поиску истины, оставляя в стороне идеологию и политкорректность всех видов, как за дверью операционной остается вся одежда пациента, и он предстает перед хирургом голым; более того, хирург намерен вскрыть его тело и влезть внутрь – не потому, что он садист или вуайерист, а потому, что видеть пациента обнаженным и насквозь необходимо для постановки диагноза и правильного лечения. Итак:
     
1. Перенаселенности планеты не будет. Более того – сокращение населения началось. Если социально отстающие народы Африки, отдельных регионов Азии и Латинской Америки еще численно увеличиваются – то народы развитых стран Европы, Северной Америки и Юго-Восточной Азии сокращаются. По мере подъема уровня производства – все больше народа с точки зрения развития цивилизации становится лишним. Потребно все меньше людей, чтобы производить огромные действия цивилизационного и планетарного масштаба. Более того – это меньшинство способно прокормить огромное большинство тех, в ком просто исчезнет производственная надобность: механизация труда растет. Так что по мере глобализации опасность перенаселения не просто исчезнет – но через сто лет людей будет существенно меньше, чем сегодня.
     
2. Это ужасно звучит с точки зрения сегодняшней морали и идеологии, но человеческие расы имеют различия как в интеллектуальном плане, так и плане креативной способности, производительности труда, стремления работать, производить, создавать и развивать цивилизацию. Когда сотрутся границы между народами и государствами, население единой Земли естественным образом структурируется в группы элит, группы обслуживания и основную массу. Основная масса будет иметь меньший IQ, меньшую способность к социальному восхождению, меньшую приспособляемость к требованиям и изменениям дня. Это чревато неизбежными столкновениями низов и верхов, социальными катаклизмами. Уже сегодня в элитных школах Нью-Йорка, скажем, от 60% до 80% китайцев и других азиатов Юго-Востока – но только 3,5% афроамериканцев и 6% латиносов, хотя вообще их численно гораздо больше. И власти Нью-Йорка хотят заменить «дискриминационный» вступительный экзамен расовой процентной квотой. То есть отбирать не по способностям и знаниям, а по расовой принадлежности. И китайцы уже выходит на демонстрации против такого расизма. Так что вражду и ненависть в будущем более глупых и ленивых против более умных, трудолюбивых и успешных, осложненную расовыми различиями, следует предвидеть.
     
3. Глобализация будет сопровождаться стремительным вымиранием именно нижней социальной группы, нового плебса, самой многочисленной прослойки населения. С одной стороны, в условиях развитого производства их будет нетрудно содержать в достатке – вдоволь хлеба и зрелищ. Им будет гарантировано питание, жилье, медицина, образование – и многочисленные развлечения. Но! С другой стороны! Их существование лишится социальной цели, кнут нужды не будет подстегивать их – а пряник они получат без всякого труда. А без борьбы за существование, без общей цивилизационной и социальной цели в перспективе, без стремления изменить свое положение и добиться большего – теряется стимул к существованию социума вообще. И теряется смысл продолжать свой род у членов такого социума. Решение не продолжать свой род не принимается рационально – но весь образ жизни организуется таким образом, что люди не рожают детей, а посвящают жизнь прочим занятиям. Гарантированная и бесцельная сытость в безопасности – вернейший путь к вымиранию цивилизации, разложению, деградации. Что мы, кстати, у большей части населения развитых стран и наблюдаем. Так что обеспеченное легкое существование низовых масс в глобальном мире будущего – сотрет эти массы с лица Земли.
     
4. И последнее – самозамещение гуманоидного человечества неорганическими системами информационно-производственного характера. Это всевозможные роботы, компьютеры, кибернетические устройства и так далее. Сегодняшние сердечные клапаны и титановые суставы, ставшие рутиной – лишь первый шаг. Вот работы по созданию зрения при отмершем зрительном нерве через передачу импульсов непосредственно в мозг, вот управляемые через нервные импульсы мозга протезы конечностей – это глубже. А искусственный интеллект уже врос в нашу цивилизацию. Без компьютера не полетит ни ракета, ни истребитель, а глобальная Сеть – это ведь принципиально новый Сверхмозг. Когда такой сверхмозг будет планировать работу автоматического завода и его связи с поставщиками и потребителями – человек окажется лишним. Это долгий отдельный разговор про запись человеческого интеллекта на искусственный носитель, на совмещение в объекте органики и неорганики, и прочее. Но. Мы вступили в этап перехода от гуманоидной цивилизации к неорганическому постчеловечеству. Которое и будет дальше осваивать и преобразовывать материю и пространство.
     

…(Ремарка, от которой трудно удержаться: президент Международной федерации философских обществ и прошлого Всемирного философского конгресса профессор МакБрайд слушал с лицом, выражавшим его непричастность к допущенной неполиткорректности. На общей фотографии он сидит четвертый справа.)
     

Оригинал: mweller.ru

Print Friendly, PDF & Email

1 нравится это

Добавить комментарий