Проект стратегии развития российской IT-отрасли на 2019‑2025 годы

Целевой показатель Факт
2017 год
Прогноз
2020 год
Прогноз
2025 год
Удельный вес ИТ-отрасли в ВВП (%) 0,88 1,06 1,45
Удельный вес численности занятых в ИТ отрасли в численности занятых по экономике, % 0,49 0,55 0,60
Производительность труда в ИТ отрасли,
млн руб.
2,09 2,32 3,35
Объём экспорта компьютерных и информационных услуг,
млрд долл.
3,54 5,45 8,33
Основные индикаторы развития отрасли ИТ в России

На излёте прошедшего 2018 года, 29 декабря, Минкомсвязи РФ отправило в 22 ведомства, отраслевые ассоциации и несколько крупнейших компаний-разработчиков российского программного обеспечения, проект развития российской ИТ‑отрасли на 2019–2025 годы и на перспективу до 2030 года, текст которого опубликован на портале TAdviser .

В этом документе перечислены все виды экономической деятельности, которые по ОКВЭД2 относятся к отрасли информационных технологий, и подчёркивается, что масштаб влияния отрасли информационных технологий на государство значительно превосходит сугубо отраслевые эффекты, а развитие информационных технологий является одним из важнейших факторов, способствующих решению ключевых задач государственной политики РФ.

«Развитие отрасли необходимо для перехода к новому постиндустриальному технологическому укладу, который базируется на широком внедрении достижений ИТ во всех секторах экономики (конвергенции этих секторов с ИТ). Неотъемлемой частью повседневной жизни уже стали коммуникации и поиск информации с использованием сети «Интернет», удаленное (облачное) хранение информации, а также общение в социальных сетях».

Кроме перехода к постиндустриальному технологическому укладу, авторы Стратегии ставят задачей обеспечить цифровой суверенитет России в условиях враждебных действий противника:

«Реализация Стратегии будет способствовать обеспечению цифрового суверенитета, информационной безопасности и высокого уровня обороноспособности страны, в том числе за счет создания отечественных санкционно-устойчивых продуктов и современных средств реагирования и предупреждения глобальных информационных угроз, а также за счёт распространения российских платформенных решений в области безопасности на территории дружественных России стран и повышения степени технологической и образовательной интеграции с этими странами».

Современное состояние

Характеризуя современное состояние дел, в проекте Стратегии развития отрасли ИТ записано:

В отрасли информационных технологий работают около 350 тыс. человек – это 0,5% занятых в России. Ее удельный вес в ВВП за период 2010–2017 гг. демонстрировал устойчивую положительную динамику, увеличившись с 0,58% в 2010 г. до 0,88% в 2017 г. Вместе с тем, этот показатель в 2–3 раза ниже, чем в таких странах, как Финляндия, Швеция, Великобритания, Германия, Франция, Япония.

Однако, чуть ниже:

В России сегодня насчитывается немногим более 1 млн разработчиков и аналитиков программного обеспечения, специалистов по базам данных и сетям. Их доля в общей численности занятых не превышает 1,2%. В то же время для ряда стран в Европе с развитой цифровой экономикой, однако не являющихся лидерами мирового экспорта ПО, этот показатель достигает 2–3,4%.

Так кто знает, каков реальный дефицит кадров? Но это разночтение не столь важно, когда понятно, кадров нужно в 2-3 раза больше, есть на текущий момент и вывод Министерства заключается в следующем:

«Для достижения лидирующих позиций в области цифровизации экономики России требуется значительный прирост квалифицированных ИТ‑кадров в краткосрочной перспективе»

В 2017 году рост рынка ИТ (в постоянных ценах) составил 12%. Самые высокие темпы роста демонстрируют организации, осуществляющие деятельность по обработке данных, хостингу и разработке ПО. В структуре продукции отрасли около 45% занимают услуги по разработке и тестированию ПО, 25% — услуги по обработке данных и хостингу.

Экспорт

По итогам 2017 года объём экспорта компьютерных и информационных услуг превысил $3,5 млрд. Среднегодовой темп роста экспорта продукции отрасли информационных технологий в течение последних трёх лет находится на уровне 16%.

Доля России в мировом экспорте ИТ‑услуг составляет 0,8%.

Минкомсвязи отмечает высокие позиции российских системных интеграторов, которые работают на мировом рынке. Доля российских компаний на мировом рынке ИТ‑услуг составляет около 1,5%, причём отечественные компании больше сосредоточены в секторе высокотехнологичных проектных разработок, занимая 8 позиций в рейтинге 100 ведущих сервисных компаний мира.

Что мешает?

Среди факторов, ограничивающих развитие информационных технологий в России отмечены:

  • обострившийся в последние годы дефицит кадров;
  • недостаточный уровень подготовки специалистов;
  • недостаточно высокая популярность профессий отрасли информационных технологий;
  • недостаточное количество ведущихся в стране исследований мирового уровня в области информационных технологий;
  • инерция потребителей информационных технологий в использовании привычных импортных средств;
  • недостаточное информирование потребителей информационных технологий о наличии отечественных продуктов;
  • недостаточная интеграция отечественных продуктов между собой для формирования комплексных решений;
  • историческое отставание по отдельным направлениям;
  • несовершенство институциональных условий ведения бизнеса по ряду направлений;
  • недостаточный спрос на информационные технологии со стороны государства;
  • недостаточный уровень координации действий органов государственной власти и институтов развития по вопросам развития информационных технологий;
  • слабое использование возможностей государственно-частного партнёрства в области обучения и исследований;
  • высокая доля государства в экономике, что не стимулирует конкуренцию и снижает спрос на внедрение инноваций, включая ИТ.

Выделены следующие приоритетные задачи:

  • развитие человеческого капитала путём повышения уровня образования в области информационных технологий, включая развитие профильного, дистанционного и электронного образований, а также путём повышения активности сотрудничества организаций отрасли информационных технологий и связи и образовательных организаций, включая открытие совместных подразделений (кафедр), поддержки олимпиадного движения в области информационных технологий;
  • развитие межрегионального сотрудничества в области информационных технологий, предполагающую участие в проработке механизмов поддержки экспорта продукции страны в отрасли информационных технологий;
  • расширение исследовательской деятельности в области информационных технологий, требующие создания исследовательских центров федеральных и мировых уровней, осуществляющих деятельность в области информационных технологий и связи, стимулирования крупных международных и федеральных организаций к открытию в Российской Федерации центров разработки продукции по перспективным направлениям развития информационных технологий и связи;
  • поддержка развития бизнеса, включающая координацию работы исполнительных органов государственной власти и организаций, стимулирующих инновационные процессы, использование механизмов частно-государственного партнёрства;
  • снижение административных барьеров и повышение качества и доступности предоставляемых государственных и муниципальных услуг, влекущее за собой рост доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
  • в федеральных органах исполнительной власти необходимо в кратчайшие ввести новую должность заместителя министра с функциями главного директора по цифровой трансформации – Chief Digital Officer (CDO);
  • повышение грамотности населения в области информационных технологий путём организации обучения людей старшего и среднего возрастов компьютерным навыкам, повышения доступности информационно-коммуникационного оборудования и распространения информации о преимуществах использования информационных технологий в повседневной жизни.

Для себя отметим, что главными сдерживающими развитие ИТ‑сектора факторами являются: 1) обострившийся в последние годы дефицит кадров; 2) недостаточный уровень подготовки специалистов; 3) недостаточно высокая популярность профессий отрасли информационных технологий, т.е факторы связанные с человеческим потенциалом. Естественны образом отсюда ставится первочередная задача, которую должна решить система образования — развитие человеческого капитала путём повышения уровня образования в области информационных технологий, включая развитие профильного, дистанционного и электронного образований, а также путём повышения активности сотрудничества организаций отрасли информационных технологий и связи и образовательных организаций, включая открытие совместных подразделений (кафедр), поддержки олимпиадного движения в области информационных технологий.

Названы критически важные для развития информационных технологий направления обучения высшего образования.

Также необходимо участие профильных отраслевых высших учебных заведений в выполнении государственного заказа на подготовку ИТ‑специалистов по критически важным для развития информационных технологий направлениям обучения высшего образования 02.03.03, 09.03.01, 09.03.02, 09.03.03, 09.03.04, 10,03.01, 11.03.02, 27.03.04, 27.03.05, 38.03.05 с одновременным увеличением контрольных цифр приема на указанные направления подготовки.

Перчисленные коды образовательных направлений означают следующее:

  1. 02.03.03 — Математическое обеспечение и администрирование информационных систем;
  2. 09.03.01 — Информатика и вычислительная техника;
  3. 09.03.02 — Информационные системы и технологии;
  4. 09.03.03 — Прикладная информатика;
  5. 09.03.04 — Программная инженерия;
  6. 10,03.01 — Информационная безопасность;
  7. 11.03.02 — Инфокоммуникационные технологии и системы связи;
  8. 27.03.04 — Системный анализ и управление;
  9. 27.03.05 — Управление в технических системах;
  10. 38.03.05 — Бизнес-информатика.

Все образовательные направления кафедры «Информационные технологии в экономике» Высшей школы экономики и управления Национального исследовательского Южно-Уральского государственного университета являются «критически важными», нам решать эту государственную задачу.

Планы на будущее в свете стратегии

Минкомсвязи определило основные направления реализации Стратегии, с учётом тех проблем, которые видны сейчас (дефицит кадров):

  • Массовая переподготовка специалистов.
  • Совершенствование физико-математического образования в школах.
  • Современная профессиональная подготовка учителей информатики.
  • Увеличение численности студентов по профильным специальностям.
  • Развитие у студентов инженерных специальностей бизнес-навыков и навыков предпринимательства, а также на углублённом изучении основных сквозных цифровых технологий.
  • Стимулирование работы высококвалифицированных специалистов отрасли информационных технологий в России.
  • Популяризация ИТ как сферы деятельности.
  • Улучшение институциональных условий.
  • Международное сотрудничество и поддержка экспорта.
  • R&D (НИОКР), в том числе:
    • фотоника;
    • новые алгоритмы параллельных вычислений;
    • новые биометрические системы;
    • разработка алгоритмов взаимодействия робототехнических комплексов и человека;
    • создание человеко-машинных интерфейсов;
    • внедрение новых нейрокогнитивных технологий;
    • программное обеспечение для дополненной (изменённой) реальности.
  • Приоритетные направления исследований:
    • облачные, туманные и росистые вычисления;
    • блокчейн в системе хранения медицинских карт, дипломов и трудовых книжек российских граждан, в ЖКХ и строительстве;
    • Интернет вещей;
    • алгоритмы машинного обучения;
    • Big Data;
    • технологии ИБ, включая создание защищённых сетей связи нового поколения, основанных на квантовых эффектах кодирования и передачи информации, создание устойчивых и самовосстанавливающихся алгоритмов и методов;
    • новые средства разработки и тестирования;
    • создание «цифровых двойников» для замены выполнения сложных совокупностей операций человеком.

Стратегия также предусматривает поддержку малого бизнеса, то есть льготное кредитование и субсидирование российских заказчиков ИТ при закупке отечественной продукции и осуществлении проектов по миграции своих информационных систем с зарубежных на отечественные решения.

Следует отметить стремительный рост спроса на профессионалов в Robotic process automation (RPA): число вакансий с 2016 по 2018 год выросло в 15 раз (в соответствии с результатами исследования, проведенного Information Services Group), и ожидается дальнейший рост в 2019/2020. Однако, в России положение можно назвать «прединфаркным»:

Количество установленных промышленных роботов на 10000 рабочих в обрабатывающей промышленности в 2016 году. Южная Корея – 631, Сингапур – 488, Германия – 309, Япония – 303, Швеция – 223, Дания – 211, США – 180, Италия – 185,…
России в списке нет, ибо робот Вася (один) после очередного освящения впал в тоску и засверлился.

Если без шуток, то это реальный показатель качества инвестиций в РФ. И места ИТ в экономике, как и места самой производственной экономики.

Международная федерация робототехники (IFR)

Проект Стратегии, на первый взгляд, оставляет впечатление чисто декларативного, однако, последние инициативы правительства по поводу выделения финансирования на переподготовку людей предпенсионного возраста и выданные поручения дают, пока неопределенную надежду — поживем, увидим.

Оригинал: Записки преподавателя

Print Friendly, PDF & Email

CC BY-NC 4.0 Проект стратегии развития российской IT-отрасли на 2019‑2025 годы, опубликовано К ВВ, лицензия — Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


Респект и уважуха

Добавить комментарий