Ich sage euch: man muß noch Chaos in sich haben, um einen tanzenden Stern gebären zu können (“Also sprach Zarathustra”, Friedrich Nietzsche)
Что такое Бизнес-информатика-1 (версия II, 2011)
Продолжение истории: Что такое бизнес информатика (версия 2011 года)
Бизнес-информатика — это не просто красивые слова. Бизнес-информатика — это новое, можно сказать революционное, направление подготовки Homo Economicus (человека экономического), отвечающее требованиям современного информационного общества, это новые способы и методы формирования гармоничной личности.
Так начинается заметка на сайте «Бизнес-информатика в ЮУрГУ». Написана она была в 2009 году. Как образовательное направление, «Бизнес-информатика» появилась в 2005 году и это был порыв молодого свежего ветра в консервативной, косной и деградирующей системе высшего профессионального образования начала 2000-х. За это время очень много изменилось, тем более, в информационных технологиях, где все меняется стремительно. Поэтому и появилась необходимость взглянуть на это явление с позиций сегодняшнего дня, с позиций 2011 года.
Насколько это образовательное направление отвечает требования времени и какова его ниша в общей структуре подготовки молодежи к профессиональной деятельности? Насколько будет вооружен выпускник для борьбы на рынке труда и каковы его перспективы? Насколько достойное место отводит общество специалисту информационных технологий?
Сейчас такой разговор назрел, особенно, в свете последних выступлений о «перепроизводстве юристов и экономистов», о том что «Когда-то ЮУрГУ был техническим вузом. И должен им оставаться» — ну, прямо «не с твоим бы рылом, да в калашный ряд», о жесткой позиции сокращения непрофильных факультетов. Будучи самой «технической специальностью» на факультете «Экономика и предпринимательство», образовательное направление «Бизнес-информатика» относится к экономическому блоку. Даже в ЕГЭ наряду с математикой, как профилирующей дисциплиной, абитуриенты сдают не «Информатику», а «Обществознание». Поэтому есть серьезные опасения, что самые востребованные и перспективные программы образования могут оказаться сначала «в корзине», а потом на свалке, стать вроде «ребенка, выплеснутого подвыпившим дьячком из купели вместе с водой». А это у нас частенько бывает в экстазе «пополизаторства».
Learn microeconomics before graduating
Super quick review if you haven’t taken any economics courses: econ is one of those fields that starts off with a bang, with many useful theories and facts that make sense, can be proven in the field, etc., and then it’s all downhill from there. The useful bang at the beginning is microeconomics, which is the foundation for literally every theory in business that matters. After that things start to deteriorate: you get into Macroeconomics (feel free to skip this if you want) with its interesting theories about things like the relationship of interest rates to unemployment which, er, seem to be disproven more often than they are proven, and after that it just gets worse and worse and a lot of econ majors switch out to Physics, which gets them better Wall Street jobs, anyway. But make sure you take Microeconomics, because you have to know about supply and demand, you have to know about competitive advantage, and you have to understand NPVs and discounting and marginal utility before you’ll have any idea why business works the way it does.
Why should CS majors learn econ? Because a programmer who understands the fundamentals of business is going to be a more valuable programmer, to a business, than a programmer who doesn’t. That’s all there is to it. I can’t tell you how many times I’ve been frustrated by programmers with crazy ideas that make sense in code but don’t make sense in capitalism. If you understand this stuff, you’re a more valuable programmer, and you’ll get rewarded for it, for reasons which you’ll also learn in micro.
В переводе это выглядит примерно так:
Выучите микроэкономику до конца учебы
Супер- быстрый обзор для тех, кто не знает экономики. Экономика – это одна из тех областей, которая начинается с приятного возбуждения. Она полна полезных теорий и фактов, которые действительно имеют смысл, могут быть доказаны на практике и т.д. Первый полезный толчок дает микроэкономика, которая является основой любой мало-мальски значимой теории в бизнесе. После этого все начинается ухудшаться – вы переходите к макроэкономике (если хотите, её можно пропустить) с ее интересными теориями о том, как процентные ставки влияют на безработицу, которые, похоже, опровергается гораздо чаще, чем подтверждаются. Дальше все становится ещё хуже и поэтому многие студенты, ранее специализировавшиеся в экономике, уходят в физику, что, впрочем, все равно дает им право на теплое местечко Wall Street-а. Но обязательно изучите микроэкономику, потому что вы должны знать о спросе и предложении, вы должны знать о конкурентных преимуществах, вы должны понимать, что такое NPV, дисконтирование и предельная полезность, прежде чем получите представление, почему бизнес работает именно так, а не иначе.
Зачем CS специалисту (Computer Science, ИТ специалист) учить экономику? Программист, который понимает основы бизнеса, для бизнеса будет более ценным программистом, чем тот, который его не знает. Все это делается только для бизнеса. И я не могу сказать вам, сколько раз я был разочарован программистами с сумасшедшими идеями, имеющими смысл с точки зрения программирования, но не имеющие смысла в бизнесе. Если вы поймёте все эту кухню, то вы станете действительно ценным программистом и будете вознаграждены по причинам, о которых вы также узнаете из микроэкономики.
Оригинал перевода статьи можно найти на сайте кафедры «Информационные системы». Но это больше эмоции и, как здравомыслящие люди склонные к анализу, обратимся к фактам, зафиксированных несколькими документами (полный текст любого из них Вы можете забрать в формате pdf-файлов по приведенным ниже ссылкам и детально с ними ознакомиться):
Начнем с АП КИТ-овского Аналитического исследования «ИТ-кадры 2010/Прогноз потребности 2010-2015». Приведем несколько диаграмм и графиков и попытаемся найти в приведенных цифрах содержание (нумерация рисунков сохранена из оригинала).
Только треть ИТ-специалистов сегодня работают в «родной» отрасли, т.е., как это принято говорить, по специальности, а 2/3 работают не «по профилю», оказывают услуги в «не родных» отраслях народного хозяйства. Востребованы ли рынком узкоспециализированные знания программирования, аппаратуры, электроники? — Востребованы, но где? Реалии подсказывают очевидный ответ.
Вот здесь уместно упомянуть модный сейчас термин компетенции. По простому, компетенции — это навыки, знания и умения, требующиеся при работе в конкретной ситуации, в конкретной организации, на конкретной должности. Такие навыки, знания и умения, чтобы можно было работать максимально эффективно. Это способность воспринимать и адекватно реагировать на стремительно изменяющееся положение в бизнесе, способность применять полученные в ВУЗе знания на практике. Время застывших рецептов и теоретизирования, вроде законов Ньютона прошло, но это не значит, что их не надо знать и уметь применять. Немного позднее мы обсудим Государственные стандарты «Бизнес-информатики» и Вы поймете, что это программа фабрики компетенций ИТ-бизнесменов.
Прогноз потребности ИТ специалистов и их занятости проводился с учетом 2-х возможных сценариев — Модернизационного и Инерционного. Фактически, конечно, будет что-то посередине и обсуждать методики, глядя на диаграмму, не имеет смысла. При любом раскладе потребность и занятость ИТ-специалистов будет неуклонно расти, только с разными темпами.
Предыдущая мысль находит отражение и в этой диаграмме. Но необходимо отметить, что при Модернизационном сценарии намечается выравнивание между «производством» и «потреблением», т.е. в «родной» отрасли будет работать больше специалистов. А вот в области использования готовых решений, потребность будет расти, но меньшими темпами, но все же расти.
Количество денег в ИТ секторе будет неуклонно расти … Отрасль богатеет, что тут еще сказать?
А вот к этой диаграмме отношение двойственное. Желтая штриховая линия — это наложение демографического кризиса, снижение количества абитуриентов. Уменьшение количества выпускников при растущих потребностях стремительно усугубляет дефицит кадров. Обратите внимание и сравните абсолютные цифры с диаграмм 3.1 и 4.2 — к 2015 году при модернизационном сценарии потребуется порядка 350 000 выпускников ИТ-специальностей, а ВУЗы реально смогут подготовить, в лучшем случае, не более 30 000, 10-кратный дефицит. Для ИТ-специалиста, вроде, благо — дефицит растет и зарплата растет. Но острый дефицит тормозит развитие отрасли, что естественным образом, сказывается на благосостояние каждого.
Собственно говоря, главный вывод из просмотренных диаграмм, созданных трудами компетентных обозревателей — безработица ИТ-специалисту в ближайшее время не грозит, развитие образовательных программ для подготовки таких специалистов — безусловное благо для общества.
В следующей заметке обсудим стратегии развития ИТ индустрии.