Автоматизация измерения показателя «ПОСЕЩАЕМОСТЬ» в БРС факультета

В связи с новыми веяниями в системе ВПО и СПО медленно, но верно происходит переход к компетентносному подходу и внедрению балльно-рейтинговых систем (БРС) различного уровня. Но во всех БРС обязательно присутствует один показатель, который требует очень много усилий и времени при измерении и потому не пользуется популярностью не только среди студентов по понятным причинам, но и среди преподавателей, вынужденным выделять время учебных занятий на эту процедуру. Этот показатель называется «ПОСЕЩАЕМОСТЬ ЗАНЯТИЙ». При выставлении итоговой оценки по учебному курсу этот показатель учитывается весовым коэффициентом, определяющим его значимость. В связи с прохладным отношением участников бизнес-процесса валидность сырых данных вызывает большие сомнения. Надо бы как-то автоматизировать учет посещаемости, тем самым, сделать его более объективным. Но пока все известные предложения требуют значительных умственных и материальных затрат. Было-бы, конечно, неплохо сделать это с помощью системы распознавания образов с помощью видеокамеры, установленной в аудитории, да больно дорого и трудоёмко при реализации.

В связи с этим пришла мысль, простая до безобразия. Было реализовано два приложения и что самое главное, как показала практика, это оказалось очень эффективно. Вот она эта мысль, витающая в воздухе:

Вспомните, как в большинстве случаев происходит процесс регистрации на интернет-ресурсах.

  1. В специальной форме Вы сообщаете свои НИК и email плюс, иногда номер мобильника.
  2. После чего Вам предлагают посетить свой почтовый ящик и проверить не пришло ли письмо с этого ресурса. Мобильник сам вякнет и попросит почитать сообщение.
  3. В большинстве случаев оно исправно приходит (только не с серверов ЮУрГУ. Отсюда они валятся в спам) и содержит ссылку для подтверждения вашего физического наличия. На телефон в SMS приходит код доступа.
  4. Перейдя по ссылке в письме или записав код доступа в специальной форме ресурса Вы тем самым подтверждаете с некоторой высокой вероятностью, что на ресурс стучится не бот, а человек.
  5. Все регистрация завершена и Вы получаете полноценный доступ к контенту и сервисам — Вас посчитали! Для нас это главное.

Вот этот бизнес-процесс и стал основой гениальной идеи автоматизации измерения показателя «ПОСЕЩАЕМОСТЬ» в БРС.

Технические аспекты реализации

Для того, что-бы зафиксировать присутствие студента на занятии необходимо решить три задачи:

  1. Идентифицировать личность и считается, что это самое сложное.
  2. Зафиксировать время.
  3. Понять и зафиксировать место, где находится личность.

Обсудим в порядке поступления. 1) Идентификация личности производится по принадлежности email известной, допустим в БД кафедры или факультета, личности. Конечно, можно доверить другу пароль от своего email, но вопрос валидности ящика, в широком смысле этого слова, вполне решаем организационно-техническими мероприятиями и, как кажется, на сегодняшний день не является принципиально неразрешимой проблемой. Об этом можно много сказать, но это отдельная тема, достойная широкого обсуждения, например, для идентификации личности и места можно использовать фото и видеокамеры, оснащенные системой распознавания образов или раздать студентам персональные карточки, а в аудитории установить считывающие устройства. Однако, вынесем это обсуждение за рамки настоящей статьи и сосредоточимся на предлагаемом решении, ограничившись личным опытом — никогда, ни с кем и ни при каких обстоятельствах не делиться паролями от своих почтовых ящиков. Брезгую, не допускаю что бы чужие люди ковырялись в моей переписке. 2) Как сами понимаете зафиксировать время — дело настолько не сложное, что сомнений и пояснений не требует, а вот с 3) местонахождением личности немного сложнее, но не очень. Большинство наших учебных аудиторий имеют средства доступа в интернет. Это либо проводные сети, либо Wi-Fi доступ с соответствующим оборудованием. Таким образом, объект контроля во время учебного занятия может подключится к своему почтовому ящику и место этого подключения уже определено архитектурой сетей. Кроме того, у объектов контроля, студентов, с каждым годом становится все больше и больше девайсов с приёмниками спутниковых систем навигации, которые с понятной точностью выдают «на гора» географические координаты этого самого объекта. Если точка локации объекта находится в пределах 15 метров от учебной аудитории, то очень велика вероятность, что он не пьет кофе из автомата под дверями или в холле, как бедный родственник. Конечно, можно возразить — в помещении спутниковая навигация работает отвратительно, ну, так есть методы местоопределения по сетям сотовых операторов, правда с более низкой точностью 100-300 метров. Такая точность в этой задаче, думается, нас вполне устроит, особенно зимой, когда выбегать из учебного корпуса на морозец не очень то и хочется.

Есть ещё два необходимых элемента нашей системы:

  1. База данных студентов, где есть информация об их полных идентификаторах, email, факультете и группе, где они учатся и
  2. Расписание учебных занятий и консультаций.

Для быстрого воплощения была использована существующая MySQL БД факультета Экономики и предпринимательства и система публикации расписания на сайте кафедры Информационных систем, основанная на API сервиса «Календарь» Google, где у нас, естественно, есть аккаунт.

Оказывается, что технических проблем в решении поставленных задач не существует. Подведем краткий итог. Архитектура приложения включает в себя следующие элементы:

  1. Крон-приложение, которое ежедневно в установленное время, допустим в 12:00, читает БД и связывает расписание учебных занятий, получаемое от календаря Google с каждым студентом из БД; в сообщении формирует на каждый пункт расписания каждому студенту уникальный код со ссылкой на обработчик и делает email-рассылку с этим сообщением о предстоящих учебных занятиях следующего дня. В этом заключается побочный воспитательный эффект — «оповещалка» ежедневно делает студенту «пиццикато», напоминая о своих основных обязанностях.
  2. Обработчик принимает уникальный код, который студент передает переходя по ссылке из своего почтового ящика во время занятия, контролирует время и место отправки, при успешном контроле заносит информацию в БД БРС о присутствии студента на занятии.
  3. Для надежности в соответствие с расписанием звонков в университете при завершении занятия запускается Крон-приложение, которое формирует и отсылает на email преподавателю, проводившему занятие, сообщение со списком присутствующих студентов. Он может просмотреть его в любое удобное время.
  4. Опять же для надежности данных автоматической регистрации посещаемости существует web-ресурс посещаемости, на котором преподаватель может лично проконтролировать и подтвердить валидность собранной информации.
  5. Кроме того, допустимы расширения этого приложения, например, на предмет мониторинга попыток регистрации присутствия и невалидности (контроль мошенничества).

Вот такая вот организационно-техническая система получилась в реализации и успешно начала свою работу на кафедре Информационных систем факультета Экономики и предпринимательства НИУ ЮУрГУ с марта 2015 года.

Материалы этой статьи в более строгой «наукообразной» форме депонированы в журнале «Бизнес информатика»

Print Friendly, PDF & Email

CC BY-NC 4.0 Автоматизация измерения показателя «ПОСЕЩАЕМОСТЬ» в БРС факультета, опубликовано К ВВ, лицензия — Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


1 нравится это

Добавить комментарий