1. Верстка, аутсорсинг и технические задания
Верстка — относительно независимый этап веб-разработки и, к примеру, в маленьких веб-студиях часто — это первый кандидат на аутсорсинг в условиях ограниченных трудовых ресурсов.
Так сложилось, что мне часто приходилось отдавать эту работу субподрядчикам и, несмотря на предполагаемую однозначность результата, иногда верстальщики меня очень удивляли. Причем чаще — в негативном смысле.
Чтобы сэкономить трудовые ресурсы штатных верстальщиков, недостаточно просто переложить эту работу на плечи первого приглянувшегося фрилансера. Все намного проще, если вы постоянно отдаете работу на аутсорсинг одним и тем же исполнителям — в процессе длительного сотрудничества всегда складывается какой-то негласный свод стандартов и требований, выполнение которых входит в привычку. Но если вы работаете с человеком впервые — самое хорошее портфолио и рекомендации не гарантируют получения нужного результата и более того — даже не предполагают, что исполнитель вообще вас правильно поймет. Потому нужны детальные технические задания по верстке.
И этот момент игнорируется. Часто это происходит из-за предположения, что трудозатраты на написание детального ТЗ в сумме со стоимостью аутсорсинга не окупаются сэкономленным временем штатного верстальщика. В конце концов, верстка — это ведь не так уж сложно — думает рядовой project менеджер. И, как правило, это действительно прокатывает, *хвала человеческому интеллекту*, профессиональные верстальщики в большинстве своем ограничивают буйство экспериментаторского духа и заранее знают, какие технические решения в верстке могут вызвать у заказчика геморрой не столь адский, чтобы забанить верстальщика, но все же исключающий радость и восхищение прекрасным html-макетом.
Тем не менее, вероятность факапов, как показывает практика, не столь мала, чтобы этим можно было пренебречь.
А основное заблуждение здесь в том, что детальное ТЗ — это сложно и трудоемко. Какие-то специфические требования к макету в любом случае приходится описывать, а вот на общие требования и рекомендации, как правило, забивают.
2. О, велика моя скорбь!
Я недавно получил макет, который менеджеры отдавали на аутсорсинг и просто не знал, смеяться мне или плакать. Если бы не мне предстояло интегрировать этот макет в систему шаблонов CMS, я бы наверно все-таки смеялся.
Табличная верстка и стили, не вынесенные в CSS файл и стандартный дримвиверовский скрипт для подсветки кнопок даже не воспринимаются как недостатки после того ада, который я увидел. Все поля ввода были вставлены внутрь тегов label, засунутых в отдельные формы, причем при попытках как-то привести это в человеческий вид, вся верстка разваливалась. CSS классы имели кириллические названия, причем не осмысленные, а вида «.стиль1,.стиль2». Большинство элементов форм стилизировались каким-то мало известным и до ужаса кривым скриптом на jQuery, некоторые элементы имели одинаковые ID и между ними был JS код, оперирующий как раз этими элементами и получающий их по ID, и верх маразма — это применение в конце документа метода jQuery.сss чтобы задать стили, которые ну совсем ничто не мешало просто прописать в CSS файл. А еще хедер сайта вместе с кучей ссылок (шрифтом Tahoma и без сглаживания) был сделан одной картинкой, на которую наложены элементы MAP и AREA. Не буду больше травмировать вашу психику описанием фейлов в этом замечательном макете, т. к. было их там еще бессчетное количество.
В общем, поверьте, товарищи, это был ппц, который к тому же подкрался практически перед самым дедлайном.
Происшествия такого вот характера побудили меня опубликовать список требований и рекомендаций, которые будут полезны как людям, отдающим макеты на html-верстку, так и собственно верстальщикам.
Вы можете переработать эти рекомендации и дополнить ними свое типовое ТЗ на верстку. Многие вещи из перечисленных вполне очевидны, но вы можете извлечь profit из того, что все они собраны в одном месте. Некоторые пункты (к примеру требования к поддержке браузерами или используемым скриптам) для разных контор специфичны, но я не буду далее писать расплывчатых фраз, чтобы этот списочек можно было легко скопипастить и заточить под свою специфику работы.
3. Требования и рекомендации
1. Кроссбраузерность
Сайт должен нормально работать в IE7+, FF3+, Opera9+, Safari4+, Chrome последней мажорной версии (или в зависимости от условий договора с клиентом и года, в котором вы читаете эту статью).
2. Всегда описывайте цвет фона для body даже если он белый.
3. Если используете CSS хаки, комментируйте, что это и для какого браузера, а лучше используйте
4. Названия классов и id должны по смыслу соответствовать применению
например, header, menu, footer, news
5. Просьба разделять основные html блоки комментариями. Примерно так:
<!--—BEGIN FOOTER -->
<!--—END FOOTER -->
Это нужно для создания из сверстанного html макета шаблонов для CMS, после чего комментарии будут удаляться.
6. Не пренебрегать возможностью использовать GIF/PNG с 8-битным альфаканалом вместо PNG-24, где это возможно.
7. Все что можно сделать без Javascript, делать без него.
8. Если Javascript кода много — нужно его выносить в отдельный файл. Обработчики событий тоже лучше отделить и объявлять в отдельном файле.
9. Если это еще не оговорено с заказчиком, предварительно оговорить, какие JavaScript библиотеки вы планируете использовать при верстке макета, чтобы потом не оказалось, что при верстке использовался, к примеру, PrototypeJS, а заказчик планирует в обязательном порядке внедрять на сайт jQuery.
10. Для резиновых макетов обязательно должна быть задана минимальная и максимальная ширина.
11. Если в Т.З. не сказано другое, макет обязательно должен помещаться без горизонтальных скроллбаров в развернутое на весь экран окно браузера при горизонтальной составляющей разрешения экрана 1024px, а если позволяет размер макета, то и 800px.
12. В папке с изображениями не должно быть картинок, не использующихся в верстке. Если что-то исключили из верстки или переделали — не забывайте удалять уже ненужные картинки.
13. Для всех элементов, которые могут содержать текст различной длины, который должен быть вписан в одну строку (например, для кнопок или заголовков, если в дизайне не предусмотрено, что они могут занимать больше одной строки), обязательно задавайте CSS свойство white-space:nowrap.
14. CSS файл должен быть разбит с помощью строк с комментариями на блоки по функциональному назначению, например:
/* ___________1. Сброс CSS____________________*/ /* ___________2. Типовые элементы____________*/ /* _______________2.1. Залоговки______________*/ /* _______________2.2. Ссылки________________*/ /* _______________2.3. Элементы форм_________*/ /*___________3. HEADER (Шапка сайта) __________*/ /*___________4. FOOTER (Подвал )_______________*/ /*___________5. SIDEBAR (Справа)_______________*/
Как именно структурировть стили — вопрос немного холиварный, но главное — как-то это делать.
15. Если сдача верстки производится более чем одним этапом (например, верстальщик отправляет страницы по одной, или если ему возвращаются на доработку уже сверстанные страницы) и вы не используете систему контроля версий для верстки, исполнитель должен в обязательном порядке прикрепить файл с описанием изменений в макете примерно такого содержания:
- Добавил новые картинки в папку img,
- Картинки btnHome.jpg и btnFeedback.jpg уже не нужны, можно удалять
- Изменил html-код в секции файла anketa.html
- Добавил в конец файла main.css новые стили (начиная с .form_row и ниже).
16. Оговорить, в какой кодировке должен быть html-макет. CSS и JS файлы должны быть в той же кодировке, что и макет, иначе вероятность долгой и утомительной охоты на баги критически возрастает.
17. Если в макете присутствует JS, изменяющий DOM — внимательно следить, чтобы все корректно работало в Опере, т. к. этот замечательный браузер при нажатии на кнопочку назад страницу не перезагружает, а отдает закешированный документ, причем очень важный момент: документ не просто закешированный, а еще и с учетом всех модификаций DOM, которые были выполнены с помощью JS
18. Не забывайте прописывать cursor:pointer для кнопок, сделанных не с помощью input. Если вы не знаете, будет на эту кнопку повешен обработчик событий с помощью JS или это будет ссылкой, лучше в любом случае использовать тег <a>.
19. Если вы делаете обработку событий при нажатии на ссылки, следите за тем, чтобы обработчики событий возвращали false, или же используйте href=’javascript:void(0)’ вместо популярного href=’#’, чтобы страница не скроллилась вверх.
20. Верстайте формы правильно: метки полей должны находиться в тегах label, имеющих правильно заполненный атрибут for. Предусматривайте при верстке форм элементы для вывода ошибок валидации и стили для неправильно заполненных полей. Если это не предусмотрено в т.з. и дизайне, обязательно обсудите это с заказчиком.
21. Если в макете используются нестандартные шрифты, обязательно оговорите, можно ли элементы с нестандартным шрифтом делать картинками, если нельзя — обсудите, с помощью какой технологии будет реализовано их отображение (sIfr, Cufon, etc.)
22. Если не оговорено обратное для частных случаев, все блоки, высоту которых ничего в дизайне не мешает сделать динамической, должны иметь именно динамическую (т. е. зависимую от содержания) высоту, а иногда, чтобы ничего не могло потенциально поломать дизайн, нужно задавать и минимальную высоту. Если хотите сделать блок фиксированной высоты — сначала спросите у заказчика.
23. В макетах, где высота страницы зависит от контента (а таких, как правило, большинство), предусматривайте, чтобы футер был прибит к низу браузера при отсутствии/малом количестве контента, если не оговорено обратное.
24. Если макет не проходит 100%-ную html-валидацию, постарайтесь по крайней мере делать так, чтобы использование невалидного кода было оправданно. Не стоит факапить валидность верстки только потому, что «мне так нравится» или «так получается короче»
P.S.
Надеюсь, этот списочек требований и рекомендаций будет вам полезен! Если есть конструктивные мысли, предлагайте в комментариях, чем его можно дополнить.
Оригинал:
Требования к html-верстке, опубликовано К ВВ, лицензия — Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.
2 нравится это