Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» выпустил исследование на тему «Информационно-коммуникационные технологии в школе: взгляд учителей и директоров». В выпуске представлены данные об использовании учителями ИКТ и оборудования, востребованности соответствующих навыков и знаний.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что компьютерная техника стала повседневным инструментом в работе российского учителя в школах, независимо от статуса и типа поселения, сказано в отчете.
При этом, по мнению учителей, дефицит знаний в области компьютерных и информационных технологий в наибольшей степени препятствует их эффективной работе, преподаватели рассматривают освоение ИКТ как приоритет. Так считают 24% опрошенных преподавателей.
Как отмечают исследователи, интересными представляются различия в ответах учителей частных и государственных (муниципальных) школ. Большее число учителей частных школ (29%) отметили фактор дефицита знаний в ИКТ как препятствующий эффективной работе.
Вторым по значимости дефицитом был назван навык работы с учащимися, имеющими проблемы в поведении, на третьем — знания требований ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты), на четвертом — методики обучения одаренных учащихся.
28% опрошенных учителей ответили, что им всего достаточно для эффективной работы. Наибольшая доля учителей, придерживающихся такого мнения, работает в школах повышенного уровня — 36%.
По мнению директоров школ, дефицит навыков работы в области ИКТ не является главным препятствием для эффективной работы учителя — данный пункт оказался лишь на шестом месте. Исключением являются директора частных школ, которые поставили эти навыки на первое место.
Директора школ считают, что в наибольшей степени учителям не хватает компетенций в обучении междисциплинарным навыкам (например, учить решать проблемы, учить учиться) — позиция, которую сами учителя отмечали довольно редко. Оценки руководителями дефицита у учителей знаний требований ФГОС, навыков работы с учащимися, имеющими проблемы в поведении, оказались близки к оценкам самих учителей.
Данное исследование проводилось НИУ ВШЭ совместно с АНО «Аналитический центр Юрия Левады». Выборка включала 1777 учителей и 1292 директоров.
В опросе учителей также попросили выделить из предложенного набора не более пяти наиболее важных составляющих профессиональной деятельности. Почти половина опрошенных (49%) отметили освоение новых информационных технологий. Эта позиция уступила только такому базовому элементу профессиональной деятельности, как подготовка к урокам и проверка работ учеников (65%).
Среди других аспектов работы, которые попали в пять наиболее важных, — освоение методов формирования у учеников критического мышления и умение решать проблемы, подготовка учеников к участию в олимпиадах и разработка дифференцированных заданий для учеников с разными возможностями и особенностями обучения.
Судя по данным опроса учителей, ноутбук или стационарный компьютер стал привычным инструментом в их работе. В среднем 84% учителей ответили, что пользовались этими устройствами в течение учебного года.
Вторым по популярности техническим средством является медиапроектор, который использовали больше половины опрошенных учителей, а третьим (отметили больше трети учителей) — электронная (интерактивная) доска. Такие средства, как мобильные технологии и электронные учебники, используются существенно меньшим числом учителей — 16% и 14% соответственно. А вот оборудование для видеоконференций, цифровые лаборатории и облачные сервисы пока, по данным исследования, являются своего рода экзотикой для российских школ.
Примечательно, что только 8,6% учителей отметили, что не используют никакие из указанных средств.
Необходимо также особо отметить, что исследование не выявило значимых различий в ответах учителей в городах с различной численностью населения и сельской местности, в обычных школах и школах повышенного уровня.
Ответы директоров на вопрос об использовании компьютерного (цифрового) оборудования в целом соответствуют рейтингу популярности оборудования у учителей. Однако по ряду позиций (цифровые лаборатории, техника для видеоконференций, мобильные технологии) сравнительно большее число директоров указывают на использование соответствующих средств (оборудования).
Учителям также задавался вопрос о том, сколько в среднем часов в неделю они используют перечисленные ими технические средства. Ноутбуком или стационарным компьютером учителя пользуются в среднем 13 часов в неделю, электронной доской — около 10, медиапроектором — порядка 8.
В Москве в среднем учителя пользуются перечисленными техническими средствами активнее — 18, 12 и 10 часов в неделю соответственно. В селах и поселках городского типа учителя используют стационарный компьютер и электронную доску гораздо реже (10 и 7 соответственно).
Исследование о времени пользования техникой проводилось НИУ ВШЭ совместно с АНО «Аналитический центр Юрия Левады». Выборка включала 1494 учителей, в том числе 248 — из Москвы, которые пользовались компьютером; 662 учителя, в том числе 114 — из Москвы, которые пользовались электронными досками; 1086 учителей, в том числе 160 — из Москвы, которые пользовались медиапроектором. 1777 учителей, в том числе 1485 — из государственных и 280 — из частных школ.
Как сказано в сообщении НИУ ВШЭ, мониторинг экономики образования (МЭО) реализуется при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации начиная с 2002 года.
Полный текст исследования
1 нравится это