Форсайт-менеджментએ, далее просто форсайт, (от англ. foresight — взгляд в будущее, предвидение) — это социальная технология, которая была создана за рубежом более 30 лет назад и активно используется в сфере бизнеса и государственного управления. Эта технология позволяет участникам совместно создать прогноз развития отрасли, региона или страны и на основе этого прогноза договориться о действиях по достижению желаемого будущего.
Основные принципы форсайта
- Будущее зависит от прилагаемых усилий: его можно создать;
- Будущее вариативно: оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений;
- Есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно;
- Можно подготовиться к такому будущему, какое мы хотим видеть, или самим подготовить его.
Форсайт не является ни прогнозом развития событий, ни планом действий. Это карта достаточно вероятных событий, которые могут произойти в обозримом будущем, и которые важно учитывать для принятия решений в настоящем.
Способ построения форсайта — коллективная работа большого числа экспертов над построением «карт будущего». Используемая технология форсайта позволяет учитывать не только линейные тренды, но и возможности качественной смены трендов. Однако любые предсказания более чем на 5 лет носят индикативный характер.
Форсайт «Образование 2030: Дорожные карты будущего», с которым Вы сейчас познакомитесь, в основном ориентирован на Россию, поскольку разница между образовательными системами в содержании и способах управления очень велика, они находятся на разных стадиях развития и решают разные задачи. Однако для влияющих на образование технологий, а также для рынков образования, существующих в глобальной конкуренции (университетское образование и образование для взрослых), сделанные в форсайте выводы носят глобальный характер.
Важно отметить, что перечисленные в форсайте тренды и события не выражают позицию отдельных создателей и экспертов форсайта относительно желаемого будущего!
Условность ключевых терминов
Такие сущности как «школа» и «ВУЗ» являются социально обусловленными. Их границы постоянно переопределяются с точки зрения возраста студентов и решаемых ими задач. Мы рассматриваем эти социальные сущности как системные решения «экзистенциальных» проблем, с которыми индивиды могут (статистически) сталкиваться в определенном возрасте (Erikson, 1959). В современном мире эти сущности и их «задачи» (грубо) определяются нижеследующим образом (см. таблицу ниже):
Сущность | Типичный возраст | «Экзистенциальные» решения |
---|---|---|
Школа | 5-17 | Социализация, формирование личности и др. |
ВУЗ | 17-30 | Определение профессиональных интересов, получение профессиональных знаний и навыков, формирование личной социальной сети и др. |
Пост-ВУЗ | 25-100+ | Профессиональный рост, переосмысление профессионального пути, личный рост, поддержка в личностной трансформации |
В будущем задачи и содержание образовательных процессов в этих сущностях может меняться (этот форсайт указывает на некоторые возможные направления изменений). Здесь сохранены традиционные имена имеющихся социальных решений, понимая, что в будущем они могут принимать самые разнообразные формы.
Мегатренды, влияющие на образование
ВУЗовское образование
пост-ВУЗовское образование
Нам с этим жить и это делать
Итоги одного форсайта или подзорная труба в будущее, опубликовано К ВВ, лицензия — Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.
Респект и уважуха