Итоги одного форсайта или подзорная труба в будущее

Форсайт-менеджмент, далее просто форсайт, (от англ. foresight — взгляд в будущее, предвидение) — это социальная технология, которая была создана за рубежом более 30 лет назад и активно используется в сфере бизнеса и государственного управления. Эта технология позволяет участникам совместно создать прогноз развития отрасли, региона или страны и на основе этого прогноза договориться о действиях по достижению желаемого будущего.

Основные принципы форсайта

  • Будущее зависит от прилагаемых усилий: его можно создать;
  • Будущее вариативно: оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений;
  • Есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно;
  • Можно подготовиться к такому будущему, какое мы хотим видеть, или самим подготовить его.
  •  
    Форсайт не является ни прогнозом развития событий, ни планом действий. Это карта достаточно вероятных событий, которые могут произойти в обозримом будущем, и которые важно учитывать для принятия решений в настоящем.

    Способ построения форсайта — коллективная работа большого числа экспертов над построением «карт будущего». Используемая технология форсайта позволяет учитывать не только линейные тренды, но и возможности качественной смены трендов. Однако любые предсказания более чем на 5 лет носят индикативный характер.

    Форсайт «Образование 2030: Дорожные карты будущего», с которым Вы сейчас познакомитесь, в основном ориентирован на Россию, поскольку разница между образовательными системами в содержании и способах управления очень велика, они находятся на разных стадиях развития и решают разные задачи. Однако для влияющих на образование технологий, а также для рынков образования, существующих в глобальной конкуренции (университетское образование и образование для взрослых), сделанные в форсайте выводы носят глобальный характер.
    Слайд1

    Важно отметить, что перечисленные в форсайте тренды и события не выражают позицию отдельных создателей и экспертов форсайта относительно желаемого будущего!

    Условность ключевых терминов

    Такие сущности как «школа» и «ВУЗ» являются социально обусловленными. Их границы постоянно переопределяются с точки зрения возраста студентов и решаемых ими задач. Мы рассматриваем эти социальные сущности как системные решения «экзистенциальных» проблем, с которыми индивиды могут (статистически) сталкиваться в определенном возрасте (Erikson, 1959). В современном мире эти сущности и их «задачи» (грубо) определяются нижеследующим образом (см. таблицу ниже):

    Условное описание образовательных сущностей, упоминаемых в этом форсайте
    Сущность Типичный возраст «Экзистенциальные» решения
    Школа 5-17 Социализация, формирование личности и др.
    ВУЗ 17-30 Определение профессиональных интересов, получение профессиональных знаний и навыков, формирование личной социальной сети и др.
    Пост-ВУЗ 25-100+ Профессиональный рост, переосмысление профессионального пути, личный рост, поддержка в личностной трансформации

    В будущем задачи и содержание образовательных процессов в этих сущностях может меняться (этот форсайт указывает на некоторые возможные направления изменений). Здесь сохранены традиционные имена имеющихся социальных решений, понимая, что в будущем они могут принимать самые разнообразные формы.

    Слайд7

    Мегатренды, влияющие на образование

    Слайд16

    Слайд9

    Слайд17

    Слайд18

    Слайд19

    Слайд20

    ВУЗовское образование

    Слайд29

    Слайд30

    Слайд31

    Слайд32

    Слайд33

    Слайд34

    Слайд35

    пост-ВУЗовское образование

    Слайд37

    Слайд38

    Слайд39

    Слайд40

    Слайд41

    Слайд42

    Слайд43

    Нам с этим жить и это делать

    Слайд46

    Слайд47

    Слайд49

    Слайд4

    Print Friendly, PDF & Email

CC BY-NC 4.0 Итоги одного форсайта или подзорная труба в будущее, опубликовано К ВВ, лицензия — Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


Респект и уважуха

Добавить комментарий