Ich sage euch: man muß noch Chaos in sich haben, um einen tanzenden Stern gebären zu können (“Also sprach Zarathustra”, Friedrich Nietzsche)
Какой будет система профессионального образования будущего?
Очень противоречивые заметки (ссылка на оригинал в конце публикации), однако, наводят на философские мысли. Особенно в части изменение роли преподавателя в эпоху информационных технологий. Опять же, всё что здесь написано можно отнести только к сфере профессионального образования, не более того. По крайне мере, заслуживает внимания и дотошного обдумывания. Свои комментарии за отсутствием времени оставляю «на потом»
Общие требования/ключевые отличия от современной системы
Скорость и настроенность на результат. Готовить людей по 5–6–10 лет к профессиональной карьере — больше нет возможности. 10 лет в средней школе и до 7 лет в вузе — это слишком много и крайне не оптимально с точки зрения качества обучения. Это создает угрозы. Обучение и созидание, профессиональная деятельность идут параллельно. Обучение начинается в 6-7 лет и более никогда не заканчивается в жизни. Фазы школы и ВУЗа нет. Человек начинает профессиональную деятельность когда готов, желает и доказал свою состоятельность. Если 10 летние дети могут программировать, то непонятно, почему они не могут лечить людей или выступать адвокатами?
Обучение и профессиональная деятельность идет до смерти. Это не прихоть — это защита от возрастной деменции. В природе и устройстве нашего организма нет понятия пенсии и отставки. То, что перестает исполнять свою функцию — деградирует и умирает.
Индивидуальный подход в образовании, так как именно он решает проблему скорости и качества. Это не отменяет ни групп, ни коллективных занятий, но полная индивидуальность в подходе возвращается и становиться основой. Индивидуальный подход не только в наличии персонального наставника, но и уникальной учебной траектории.
Расширение содержания обучения от исключительно профессиональных навыков до навыков созидания и предпринимательства. Не нужны просто инженеры, просто ученые, просто учителя — люди, поддерживающие регулярные функции. Все, что может быть формализовано и алгоритмизировано будет передано машинам. Нужны инженеры-предприниматели, ученые предприниматели, учителя-предприниматели.
Предприниматель — это не про деньги, это про способность менять мир, выдвигать идеи, привлекать людей и ресурсы, преодолевать препятствия и интенсивно устанавливать связи.
Ключевая роль в развитии ученика — это Наставник, который ведет ученика по его траектории. Учителя, Тренеры, Консультанты появляются эпизодически в процессе разных проектов. Фокус не на том, какие предметы освоены, а насколько эффективная личность растет, насколько человек способен идентифицировать и решать проблемы, устанавливать эффективные связи с людьми, выдвигать идеи и воплощать их.
Проектирование и управление судьбой. Новый университет не просто способен научить чему-то, его главная ценность в том, что он помогает спроектировать, смоделировать и реализовать жизненную траекторию в хаотическом, сложном, постоянно меняющемся и развивающемся мире.
До сих пор создание собственной карьеры было уделом отдельного человека, карьерных консультантов или программ роста внутри корпораций, но это теряет актуальность, так как неопределенность и скорость изменений нарастает. Корпорации сами не знают свое будущее, что они могут сказать людям?
Диплом университета как трастовый сертификатએ теряет смысл. Трудовая траектория человека, репутация, список проектов, с кем персонально работал и их отзывы, у кого учился и их отзывы — все это формирует уникальный рейтинг, который собственно и служит аналогом диплома. Все это формируется автоматически в процессе учебной и профессиональной карьеры с молодого возраста. Корпорации и стартапы могут выбирать кандидатов, непосредственно получая данные о профессиональных траекториях. Резюме, как инструмент продаж, основанный на мало информированном рынке — уходит в прошлое.
Основные инструменты, фремворки
Ядро — система менторинга, которая дает индивидуальный доступный менторинг и поддержку для любого человека. Это универсальный социальный интерфейс, “единое окно”, “точка входа”, которая обеспечивает все взаимодействие с остальными элементами системы, включающими:
Контентный фреймворк — как организована программа, чтобы учить нужным знания и навыкам, развивать нужные качества, двигать к цели по карьерной траектории.
Система моделирования, проектирования, прогнозирования и управления учебной и профессиональной траекторией, по сути система управления судьбой…
Сообщество учеников, профессионалов, менторов и учителей
Технологии
AI, который частично берет на себя функции обучения и менторинга на основе модели менторинга, взаимодействуя с…
AI, который разрабатывает, корректирует и управляет индивидуальной учебной и профессиональной траектории (УПТ) на основе…
“Модели проектирования судьбы”, которая постоянно моделирует и корректирует все индивидуальные жизненные траектории, учитывая все взаимодействия и изменения в мире
коммуникативные технологии, это могут быть некие миксы нейроинтерфесов, виртуальной и дополненной реальности, встроенное обучение в IoTએ
технологии human improvement
Ключевое отличие новой системы образования
Сочетает массовость с индивидуальным подходом
Центром является не университет, не корпорация, а уникальная жизненная траектория человека
Человек взаимодействует с системой постоянно, на протяжении всей жизни, так как именно она обеспечивает ему максимальную социализацию и помощь в воплощении его самых смелых идей
Человек проходит в системе циклически три основные фазы: ученик — когда он больше учится, профессионал — когда он больше делает и созидает, учитель — когда он больше учит. Человек много раз в своей жизни проходит эти фазы на разных уровнях, снова и снова.
Такая система не является централизованной в обычном смысле, это то, что называется scale-free network, так как агенты этой сети объединены не корпоративными правилами и периметрами, а общими правилами, целями, смыслами и инструментами. В этой сети есть те, кто потребляет ценности, есть те, кто их предоставляет. В каком-то смысле это рыночная модель, в плане того, что спрос на того или иного агента определяется его репутацией. Однако в этой сети не может предоставляться услуг с качеством ниже стандарта.
Источниками финансирования такой системы могут выступать потребители, корпорации, университеты, сообщества, государства или инвесторы, потому, что каждый бенефециар найдет свою выгоду.
Такая система является и сервисной платформой и маркетплейсом одновременно, но децентрализованными, действуя в интересах сообщества, а не ограниченной группы собственников.
Предоставление безусловного дохода будет распространяться и на базовые опции такой системы.