(Фото в заголовке из отчета о выездной школе «кодеров»
Cтатья с название «Что такое бизнес-информатика?» уже стала традиционной в начале каждого года. Наступил 2019 и, это значит, пришла пора вспомнить слова Цифровая экономикаએ и
Вы, конечно, можете ознакомиться с официальными
Что-же такое бизнес-информатика? — Как показала практика прошлого года, самым убедительным ответом на этот вопрос служат задания
Итак, вот эти задания заключительного этапа по направлению «Бизнес-информатика»
Категория участия: «Бакалавриат»
(для поступающих в магистратуру)
Задача 1
Денежный поток компании удовлетворяет уравнению
dS = 1.1dt + dw,
где dw – винеровский процесс. При каком начальном капитале с вероятностью α денежный поток не будет отрицательным к концу года?
Задача 2
Выполнение инвестиционного проекта в компании предполагает пять денежных потоков в течение ближайших пяти лет. Платежи пронумерованы относительно текущей даты (t = 0).
Серия неравных денежных потоков
Необходимо оценить:
1) будущую стоимость денежных потоков при ставке 5%
2) совокупную будущую стоимость всего проекта.
Задача 3
В объектно-ориентированной модели необходимо отразить изменение состояния заказа, включающего, в общем случае, несколько товаров.
Заказ проходит следующие этапы обработки:
- заказ поступает в информационную систему
- проверяется наличие на складе всех заказанных товаров
- при отсутствии какого-либо товара на складе заказ отклоняется
- при наличии всех нужных товаров осуществляется поставка заказчику
Дайте обоснование выбора вида диаграммы UML для такого описания и нарисуйте эту диаграмму.
Задача 4
В реляционной базе данных телекоммуникационной компании, имеющей отделения в ряде городов России, хранятся следующие данные:
- номер отделения, адрес, телефон и ФИО сотрудника компании, возглавляющего данное отделение;
- фамилия, адрес проживания и телефон каждого клиента компании;
- сведения о тарифных планах компании, включающие стоимость 1 минуты разговора, стоимость 1 смс сообщения и стоимость интернет трафика;
- сведения о каждом сотруднике компании: табельный номер, ФИО, должность, адрес проживания, номер телефона, зарплата.
Тарифные планы в каждом отделении компании повторяются. Каждому клиенту компании предоставляется одна или несколько услуг в виде тарифных планов. Для подключения к тарифному плану клиент оформляет через сотрудника компании договор на получение данной услуги.
Оплата тарифного плана клиентом осуществляется на основании счета. Каждое отделение отчитывается перед головным офисом о своих доходах ежемесячно.
Требуется:
- Используя любую общепринятую нотацию, нарисовать схему базы данных, удовлетворяющую третьей нормальной форме, с выделением первичных и внешних ключей, типа и направления связи.
- Сделать подробное описание таблиц с расшифровкой имен полей, типов и свойств данных.
- Используя операторы языка SQL, написать запрос для вывода списка отделений, у которых ежемесячная прибыль превышает 1 млн. рублей, с указанием названия города, ФИО руководителя, численности клиентской базы отделения и суммы прибыли отделения. Отсортировать результат запроса по убыванию прибыли.
Задача 5
Компания рассматривает два варианта развития производства: строительство нового цеха (затраты 100 млн. руб.) или модернизация существующих мощностей (затраты 55 млн. руб.). В первом случае максимальный объем выпуска составит 200 млн. руб., во втором – 120 млн. руб.
Отдел маркетинга прогнозирует, что с вероятностью 40% осуществится позитивный сценарий: на рынке будет наблюдаться большой спрос на продукцию компании и весь выпущенный объем будет реализован. Также существуют умеренный и негативный сценарии: согласно первому из них с вероятностью 50% спрос составит 150 млн. рублей, согласно второму – 80 млн. руб.
Определите ожидаемое денежное значение (Expected Monetary Value, EMV) и выберите наилучший вариант развития производства.
Задача 6
Группа студентов изучает методологию ARIS и хочет построить диаграмму FAD (Function Allocation Diagram) для одной из функций процесса проведения олимпиады «Я – профессионал». Помогите им составить правильные пары из элементов двух списков:
Задача 7
В качестве консультанта по электронному бизнесу Вы работаете с маркетплейсом онлайн-фотографий «ФОТО-ОН», который позволяет пользователям скачивать и использовать неограниченно число фотографий в месяц. «ФОТО-ОН» работает с двумя клиентскими сегментами. История посещений и работы с клиентами позволяет Вам сделать вывод, что в среднем, клиенты пользуются сервисом около двух лет. Пользователи первого клиентского сегмента оплачивают базовую подписку на сервис в размере 20 рублей в месяц и дополнительно покупают отдельные услуги. Пользователи первого клиентского сегмента оплачивают дисковое пространство у компании-провайдера облачного хранилища объемом 1 Тб в год и хранят там и фотографии, которые скачивают с сервиса компании «ФОТО-ОН», и другие личные данные. Пользователи первого клиентского сегмента ежемесячно дополнительно к базовой подписке оплачивают услуги на 8 рублей: возможность копирования данных на флешку, возможность доступа к архиву прошлых лет, возможность хранения фото в высоком разрешении.
Пользователи второго клиентского сегмента оплачивают 30 рублей в месяц за сервис, который включает все доступные услуги. Пользователи второго клиентского сегмента также оплачивают в компании-провайдере облачного хранилища дисковое пространство объемом 100 Гб в год. Нужно отметить, что пользователи второго клиентского сегмента являются более лояльными и, в среднем, пользуются маркетплейсом компании «ФОТО-ОН» три года.
На ближайшие два года стоимость привлечения пользователей во второй клиентский сегмент составляет 24 рубля в год, а для привлечения в первый клиентский сегмент компания не тратит ресурсов.
Вам как консультанту поставлена задача: определите и обоснуйте, на каком клиентском сегменте целесообразно фокусироваться компании на ближайшие 2-3 года при условии, что расширение клиентских сегментов невозможно. Дайте рекомендации, что можно дополнительно предложить для клиентских сегментов.
Задача 8
Для передачи сообщений по телеграфу каждая буква русского алфавита от А до Я пронумерована числами от 0 до 31 (буквы Е и Ё считаются равнозначными и имеют один и тот же номер) и представлена в двоичной кодировке в формате от 00000 до 11111.
Передача пятизначной комбинации производится по кабелю, содержащему пять проводов, при этом каждый двоичный разряд передается по отдельному проводу. При приеме сообщения оператор перепутал провода, поэтому вместо переданного слова получен набор букв ЭАВЩОЩИ. Найдите переданное слово.
Категория участия: «Специалитет/магистратура»
(для поступающих в аспирантуру/ординатуру)
Задача 1
Текущая цена финансового актива S(0) = 40 руб., μ = 18% годовых (ожидаемая доходность), σ = 20% годовых (волатильность). Найти плотность распределения lnS(T) через T = 0.3 года.
Задача 2
Пенсионный план компании с установленными взносами позволяет инвестировать каждому своему сотруднику до 20 000 долл. в год. Сотрудник планирует инвестировать 20 000 долл. в год в индексный инвестиционный фонд в течение следующих 30 лет. Выбранный фонд, в среднем, приносит своим инвесторам 9% в год.
Исходя ИЗ условия, что доход сотрудника составит 9% в год, сколько пенсионных средств будет на пенсионном счете сотрудника после внесения последнего платежа?
Задача 3
Компания предполагает сделать инвестиции в обновление системы управлениякомпанией и используемой технологии для производства продукции.После запуска обновленной системы управления компания сможет ежедневнополучать 10 тыс. прибыли от выпуска и продажи продукции.Разработан Проект обновления системы управления. Этапы работ по Проекту,продолжительность и стоимость отдельных этапов, как в нормальном, так и в максимально интенсивном режимах приведены в таблице 1.
Для реализации проекта компания взяла в банке 2000 тыс. руб под 20% годовых.
Определить:
- через какое время может быть возвращен кредит в банк при нормальном режиме выполнения проекта
- через какое время может быть возвращен кредит в банк при максимально интенсивном режиме выполнения проекта
- какова экономия компании по возврату кредита при выполнении проекта в максимально интенсивном режиме: по времени И по сумме возврата кредита.
Задача 4
Предполагается, что разработка нового продукта компании займет 6 месяцев и будет финансироваться в два этапа: 5 млн. руб. в начале проекта и 5 млн. руб. поистечению первых 3 месяцев.
Вероятность технической неудачи при этом — 0,4.
На вывод продукта на рынок потребуется 2 месяца. Затраты на вывод продукта на рынок — 2 млн. руб. Вероятность коммерческого успеха — 0,7.
Прогнозируемый ежемесячный объем продаж 3 млн. руб.
Определите ожидаемую коммерческую ценность (Expected Commercial Value, ECV) через 12 месяцев после начала проекта при месячной ставке r = 1%.
Задача 5.
В производственной компании внедрено решение класса Industry 4.0. В частности, комплектация заказов, поступающих на склад из SAP S4/HANA (PP, MM, SD), осуществляется роботизированными самоходными платформами грузоподъемностью 100 кг. Количество платформ – двадцать.
На складе восемь ворот, оснащенных сканерами RFID меток, которыми промаркированы все находящиеся на складе изделия и материалы. Сканеры объединены в сеть.
Вес любого изделия или материала на складе находится в диапазоне от 20 г до 100 кг.
Необходимо определить пиковую нагрузку на данную сеть от траффика, генерируемого сканерами, в Гбит, если по одной метке передается 8 байт информации.
Ответ округлить до одного знака после запятой.
Задача 6.
В одном из бизнес-процессов компании выполняются функции Ф1 — Фб. Ветвления и слияния осуществляются по принципу логического «И»:
Как показало интервьюирование участвующих в процессе сотрудников, по состоянию «как есть» имеется следующая матрица ответственности:
Используются следующие обозначения: «О» — отвечает за исполнение, «И» — информируется о результате, «У» — утверждает результат, «П» — помогает в исполнении, «К» — консультирует.
Опишите проблемы, с которыми сталкивается данный бизнес-процесс И предложите способы его совершенствования.
Задача 7.
Интернет-магазин по продаже кондитерских изделий «Вишенка» посещают 852 человек в день. При этом конверсия в заказ составляет 2.5%, а средний чек — 3500 рублей.
Организация магазина стандартная: пользователь из каталога добавляет в корзину товар (может выбрать несколько), дальше переходит в корзину и оформляет заказ. Среднее количество товарных единиц в заказе — 2.
Было принято решение протестировать еще один вариант каталога:
Заказ в один клик. У пользователя появляется возможность сразу, минуя корзину, заказать товар. В данном случае пропадает возможность добавления в корзину еще товаров. Для эксперимента весь входной поток посетителей был поделен на 2 равные непересекающиеся части: первой половине показывался обычный вариант, а другой — тестируемый.
Эксперимент проводился 2 недели. Конверсия выросла до 4%, средний чек снизился до 2500 рублей.
Достаточен ли объем выборки для проведения эксперимента (доверительный интервал 95%, статистическая мощность 80%)? Если достаточен, то на сколько процентов вырастет выручка магазина в месяц (30 дней) при выборе наилучшего варианта в эксперименте?
Задача 8
Расшифровать криптограмму, полученную с помощью метода случайного гаммирования, считая, что буквы алфавита пронумерованы от 0 до 32, соответственно. Зная определенную гамму.
Криптограмма: ОЙТЁЮЕСЯЯХЬЭ
Гамма (ключ):
В заключение, актуализирован ещё один важный документ
В далёкой перспективе выпускники Бизнес-информатики будут нужны этому миру
Что такое Бизнес-информатика — 2019, опубликовано К ВВ, лицензия — Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.
Респект и уважуха