Аннотация. Тенденция деперсонализации образовательного процесса проявляется в преувеличении роли технических средств обучения, абсолютизации образовательных технологий, в подмене творческого труда преподавателя механистическим составлением программ. Деперсонализация ведет к разрушению содержания гуманистического социально-педагогического идеала, к негативным социальным последствиям. Используя в своей практике современные персонализированные средства сетевого общения возникшая проблема «механизации» образовательных курсов может быть значительно сглажена. В качестве инструмента предлагается использовать сборку электронного журнала руководителя курса, построенную на базе Open Source CMS WordPress.
Тенденция деперсонализации образовательного процесса проявляется в преувеличении роли технических средств обучения, абсолютизации так называемых образовательных технологий (унифицированных методик и приемов программированного обучения), в подмене творческого труда преподавателя механистическим составлением программ.
Технократические установки настолько прочно укоренились в общественном сознании, что «в организации педагогического процесса доходит до предложений полной его алгоритмизации и даже замены учителя обучающими и экзаменующими машинами, …» [1].
«Технологическая» педагогика неразрывно связана с прагматично-рыночными установками, в рамках которых человек рассматривается не как личность, а лишь исполнитель; не самоцель, а средство. Как следует из результатов фундаментальных исследований XX века в области философии, социологии, психологии, педагогики, только творческое, разумное руководство преподавателя — ключевой фигуры образовательного процесса — обеспечивает действие законов социального наследования в процессе формирования человека и превращения его в творческую, познающую и нравственно действующую личность, т.е. в отношении профессиональной подготовки в того самого востребованного креативного, как сейчас модно говорить, специалиста, действительно обладающего профессиональными компетенциями [2].
Тенденция деперсонализации образования приводит к разрушению содержания гуманистического социально-педагогического идеала и, как следствие, к негативным социальным проявлениям. Технологическое направленное образование ориентировано не на гуманистический идеал, а на шаблон, и целью образования в этом случае стало не формирование творческой и социально ответственной личности, а производство обезличенных, унифицированных индивидов («деталей» государственно-рыночной экономики). Такой подход все более закрепляется в сфере образования и воспитания человека, в результате чего происходит тотальная ориентация на программированное обучение, раннюю узкую специализацию. Доказательство этому — рост за последние 10 лет, буквально, в геометрической прогрессии количества MOOC (от англ. Massive open online courses — массивные, массовые, широкодоступные, публичные, открытые дистанционные онлайн курсы).
Термин «открытые образовательные ресурсы» (Open Educational Resources, OER или ООР по русски) был впервые введен в научный оборот на Форуме, организованном ЮНЕСКО в июле 2002 г. Согласно принятому ЮНЕСКО определению, ООР — это учебные и научные ресурсы, существующие в открытом доступе или выпущенные под лицензией, которая разрешает их бесплатное использование и модификацию третьими лицами, их отличительными особенностями являются:
- методическая, учебная или научная направленность материалов;
- поддержание различных форматов и носителей для представления материалов;
- опубликование на условиях открытой лицензии учебных и научных материалов, являющихся общественным достоянием;
- обеспечение бесплатного доступа, использования, переработки и перераспределения материалов другими пользователями;
- минимальные ограничения либо без таковых при работе с ООР;
- открытое лицензирование встроено в существующую систему прав интеллектуальной собственности, определенных соответствующими международными конвенциями, и признает авторское право на произведение.
Открытый образовательный ресурс может включать как отдельные и/или различные комбинации следующих элементов [3]:
- полный электронный курс обучения;
- методические материалы;
- учебные модули;
- учебные пособия, практикумы;
- видео- и аудиоматериалы;
- тесты, контрольные задания;
- программное обеспечение;
- другие материалы, инструменты или технологии, направленные на обеспечение (поддержку) доступа к знаниям.
Как видим, на фоне современных достижений ИКТ, как правило, абсолютизируются различные аудиовизуальные средства и виртуальные миры, создаваемые современной компьютерной техникой, в ущерб общению между учителем и учеником. Но необходимость личности преподавателя в образовательном процессе обусловлена, прежде всего, иерархичностью знания и самого процесса познания — вспомните великих гуру. На уровне витальной информированности приемлемы любые технологические информационные устройства, здесь роль личности преподавателя действительно сводится к составлению программ. Но на уровне формирования целостной и осмысленной системы знаний личностный фактор становится ничем не заменимым. На уровне высших ценностных компонентов знания, т.е. формирования смысложизненных ориентаций, потребность в личностном, творческом участии преподавателя на фоне стремительно растущих инфо-коммуникационных технологий (ИКТ) все более возрастает.
Понимая необходимость и значимость непосредственного общения участников образовательного процесса, наше внимание было обращено на совершенно естественный инструмент, завоевавший в последнее время значительную популярность и известность, CMS — Content Managment Systems, системы управления контентом.
Опираясь на рейтинг популярности CMS по версии
В результате проектирования рабочей среды, которое было направлено на организацию синхронного (Skype, ISQ, Google Talk) и асинхронного взаимодействия между участниками образовательного процесса (специальная служба «Личной переписки») создан рабочий набор плагинов (дополнений к ядру CMS), который обеспечивает реализацию следующих возможностей персонализации руководителя курса:
- Управление методическими материалами, в том числе и мультимедиа-контентом. Плагин обеспечивает полный контроль над учебным контентом, загрузку, выгрузку, закачку, отображение, назначение прав доступа для различных категорий обучаемых;
- Оперативное управление расписанием очных занятий;
- Управление расписанием очных и дистанционных занятий, а так же контрольными точками;
- Управление Бально-рейтинговой системой курса, с возможностью гибкого управления показателями;
- Отчетность по результатам практических работ c комментированием преподавателем;
- Автоматизированные опросы;
- Асинхронного и синхронное обсуждение результатов учебных заданий;
- Управление конкурсами в рамках учебного процесса.
Действующие и применяемые на практике примеры сайтов, которые реализованы с помощью плагинов рабочей среды, можно найти в Интернете, например,
Список литературы
1. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности: Цикл популярных лекций-очерков с приложениями: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001, 592 с. [с. 259]
2. Каланчина И.Н. Социально-философский анализ роли личности учителя современном образовании / Автореф. дисс. На соискание степ. к.ф.н. — Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat, 2004,
3. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах —
4. Костерин В.В. CMS, как технологическая основа непрерывной подготовки специалистов информационных технологий / Новые информационные технологии в образовании: материалы VI междунар. Науч.- практ. конф., Екатеринбург, 12–15 марта 2013 г. // ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. Ун-т». Екатеринбург, 2013. 390 с. [с. 354]
P.S. Оригинал опуса опубликован в сборнике.
Дополнительные материалы можно скачать:
- Костерин В.В. «Электронный дневник» – инфо-коммуникационная система поддержки бизнес-процессов практических занятий в ВУЗе. – Новые информационные технологии в образовании: материалы междунар. Науч.-практ. Конф., Екатеринбург, 2012, 530
с., стр. 441-443 - Костерин В.В. CMS, как технологическая основа непрерывной подготовки специалистов информационных технологий — Новые информационные технологии в образовании: материалы VI междунар. Науч.- практ. конф., Екатеринбург, 12–15 марта 2013 г., с. 391, стр. 354-357
Открытая рабочая среда поддержки учебных курсов, опубликовано К ВВ, лицензия — Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.
Респект и уважуха