Учиться не только никогда не поздно, но и всегда выгодно: высшее или дополнительное образование в среднем значительно увеличивает доходы. Вместе со Стокгольмской школой экономики, которая объявила юбилейный, 20-й набор по программе Executive MBAએ в Москве и Петербурге, рассказываем, как это работает.
Обучение приносит деньги. Доказано
Первые исследования, посвященные связи образования и личного дохода, начали появляться в 50-х годах. Больше чем за полвека накопился огромный опыт, в том числе и методологический, который в 2018 году обобщили во Всемирном банке. Вот вывод, сделанный на основе анализа более тысячи работ в 139 странах: возврат инвестиций в один год образования составляет около 9%. При этом у женщин — выше, чем у мужчин; в странах с низким доходом выше, чем с высоким; в Латинской Америке — больше, чем в Европе и Средней Азии.
Учиться выгоднее, чем инвестировать в американские акции
Это не совсем корректное сравнение, но все же убедительная иллюстрация: если у вас есть тысяча долларов и вы вложите ее в образование, то в среднем вы будете получать около 8,8% в год. Инвестиции в американский фондовый рынок принесут (если смотреть на статистику прошлых 50 лет) 5,6% в год.
И главное — больше полувека возврат инвестиций в образование остается приблизительно на одном уровне. Шанс, что в этой отрасли что-то резко поменяется, довольно низок — вкладываться в образование выгоднее, чем во многие ценные бумаги, и уж точно выгоднее, чем в любые валюты.
Образование приносит деньги и когда экономика растет, и когда экономика падает
В том же исследовании Всемирного банка приводится в пример Аргентина. За последние десятилетия у нее были и резкие спады в экономике, и, наоборот, резкие скачки вверх. На доходах от инвестиций в образование это никак не сказывалось — во все времена они находились выше 5%, а иногда достигали отметки в 10%.
Чем лучше образование, тем легче найти работу
Это работает практически в любой стране мира. Например, в Германии в среднем не работает 19% жителей в возрасте 25–64 лет. Если брать только тех, у кого есть магистерская (masters) степень, — 12%, а докторская — всего 7%. Аналогичные цифры по Франции — 27, 12 и 10%, а по США — 26, 15 и 10%. Это легко объяснимо: лучше образованных людей просто меньше, поэтому и ниже конкуренция. Кроме того, массовые увольнения, как правило, проводятся на тех местах, где хорошее образование не нужно.
Обучение во взрослом возрасте помогает сменить профессию
Иногда люди всю жизнь учатся чему-то одному, но часто бывает и так, что одно дело просто надоедает и хочется заняться чем-то совсем другим. Сменить профессию бывает страшно, так как не хватает знаний.
Учитывая, что средняя продолжительность жизни растет, все поменять и начать «вторую жизнь» теперь проще: например, до 40 лет можно быть журналистом, а потом резко сменить деятельность и открыть бизнес по выращиванию цветов. Возможно, именно поэтому доля жителей Европы, получающих любой вид образования в возрасте от 25 до 64 лет, выше всего в странах с наиболее высокими уровнем и продолжительностью жизни — в Финляндии, Дании и Швеции. В последней этот показатель составляет 66%. Среди тех, кто работает, этот показатель даже больше — 71%.
Обучение — способ найти новую среду общения
Сколько у вас друзей со школы? А из института? Наверняка кто-то да есть: совместное обучение создает очень крепкие социальные связи. Теперь представьте, что вы уже во взрослом возрасте знакомитесь с целой группой людей, которые не просто учатся с вами вместе, но у них и у вас совпадает круг интересов, раз вы пришли именно на этот курс.
Обычно на программы
Можно посмотреть на это с другой стороны: известно, что возврат инвестиций в образование выше у тех, кто любит место обучения. Одна из основных составляющих этой любви — те, с кем вы учитесь. Так что если вы нашли хороших однокурсников, ваши шансы получить от обучения больше денег растут.
И последнее. Обучение — это просто здорово
В 2011 году в Швеции был проведен опрос среди тех, кто получал формальное образование во взрослом возрасте. Опрошенные ответили, зачем они это делают. Результат «Чтобы получить работу» оказался только на третьем месте, «чтобы получить диплом» — на четвертом, «быть лучше на работе» — на пятом, «открыть свой собственный бизнес» — вообще на седьмом. Первые два места оказались «общечеловеческими»: лидирует «устранение недостатков в общем образовании», а следом — «получение знаний в той сфере, которая интересует учащегося». Среди тех, кто получал неформальное образование, первые два места остались такими же, просто поменялись местами.
Иными словами, в самом процессе обучения совпадают две часто взаимоисключающие вещи. С одной стороны, люди удовлетворяют свою базовую потребность в обучении, с другой — еще и неплохо на этом зарабатывают.
Источник:
Респект и уважуха