Ich sage euch: man muß noch Chaos in sich haben, um einen tanzenden Stern gebären zu können (“Also sprach Zarathustra”, Friedrich Nietzsche)
20 главных трендов ближайшего десятилетия: выжимка из доклада Future Book от «Кухни на районе» и партнёров
Сервис Кухня на районе впервые анонсировала Future Book — собственный репорт о трендах следующего десятилетия. В подготовке приняли участие «Яндекс.Такси», «Рокетбанк», Remy Robotics, LG, Arrival, ГК «Пик» и другие. Аналитика подготовлена на основе собственных данных «Кухни на районе» и данных компаний, участвовавших в репорте.
В центре внимания последних лет находятся поколения Y (миллениалы, от 23 до 35 лет) и следующее за ним — Z. В следующем десятилетии эти поколения будут набирать вес в биологическом и социальном контексте.
Три основных ракурса Future Book:
Люди (Y и Z);
Трансформация среды;
Новые бизнес-модели.
Прошедшее десятилетие было ознаменовано uber-like-сервисами, которые делали ставку на легкость модели. К концу десятилетия многие крупные игроки начали менять стратегию в сторону построения собственных экосистем и value-chains.
Запрос на прозрачность
Люди начинают интересоваться не только потребительскими качествами продуктов и услуг, но и тем, как именно компании ведут свои дела, строят процессы и насколько соответствуют новым экологическим, этическим и социальным запросам общества.
Важно, что, кроме интереса, растет та доля потребителей, которая готова платить больше компаниям, соответствующим этим запросам, или отказываться от компаний, которые остаются «глухими». Подтверждением этого тренда служит появление таких площадок для раскрытия информации, как HowGood.
Наша практика также показывает рост интереса клиентов к цепочке создания стоимости. В «Кухне на районе» мы видим вопросы клиентов относительно экологической составляющей нашей тары.
Забота об экологии
В 201Х проблема заботы об экологии надежно укрепилась в институциональной мировой среде на уровне государств, международных организаций, инвестиционных сообществ, а в 202Х мы увидим вовлечение в активную заботу об экологии всего населения Земли
В 200Х-201 Х годы эта проблема получила большое освещение в СМИ, и экология стала «мейнстримом» для населения: политические партии стали получать места в законодательн ых органах разных стран только делая ставку на заботу об экологи и, религиозные организаци и добавили новые молитвы и создали сообщества по заботе об экологии, правительства стра н заключили межгосударственные договоры об уменьшен и и негативного влияния на экологию. Выступления экоактивистов (24 сентября 2019 г. Грета Тунберг в ООН) получили одобрительные отклики миллионов, а рядовые граждане начали делать собственные шаги по заботе об экологии. Таким образом, есть веские основания полагать, что в 202Х тренд продолжит свое развитие путем большего проникновения заботы об экологии в жизнь и поведение каждого рядового жителя.
В «Кухне на районе» на протяжении 2019 года наблюдается нарастающее внимание к экологичности нашей бизнес‑модели. Компания занимается доставкой свежеприготовленной еды в Москве, которую мы упаковываем в пищевые пластиковые контейнеры и бумажные пакеты, после чего доставляем в руки нашим клиентам. Индекс обращений в службу поддержки по вопросам, связанным с уменьшением количества пластиковых приборов, использования контейнеров и утилизации пакетов в 2019 году выглядит следующим образом:
В конечном счете, на предприятии запускается масштабный проект по возврату упаковки на переработку. Сотрудничество с одной из самых технологичных сортировочных линий в стране — MGS Group — позволит построить бесшовный и удобный путь от клиента до переработки одноразовой упаковки всего за 48 часов.
Проблема порчи продуктов
Треть производимых продуктов питания выбрасывается, при этом спрос продолжает расти как за счет роста населен ия, так и за счет личного потребления. Снижение доли выбрасываемых продуктов поможет в удовлетворении растущего спроса без экспансивного роста сельского хозяйства.
В обществе появились инициативы, призванные решить эту проблему. Уже работают такие компании, как Lastbox, позволяющие покупать нераспроданные блюда со скидкой до 50% или EatMe, обещающие скидки до 75%. Другой способ решить проблему выбрасываемых продуктов предлагает движение фриганов. Это группа людей, считающих, что списанные продукты еще вполне пригодны для употребления, а не для уничтожения или вывоза на мусорные предприятия.
В обществе появились инициативы, призванные решить эту проблему. Уже работают такие компании, как Lastbox, позволяющие покупать нераспроданные блюда со скидкой до 50% или EatMe, обещающие скидки до 75%. Другой способ решить проблему выбрасываемых продуктов предлагает движение фриганов. Это группа людей, считающих, что списанные продукты еще вполне пригодны для употребления, а не для уничтожения или вывоза на мусорные предприятия.
Запрос на персонализацию
Персонализация в 2020-х станет повседневностью и стандартным поведением сервисов, в которых существует большая конкуренция: банки, телекомы, такси, одежда.
В «Кухне на районе» есть возможность указывать предпочтения в профиле пользователя. Tele2 дает возможностям пользователям продавать лишние минуты или пакеты интернета. «Альфа-банк» дал возможность покупателям выбирать нашивки на мерч, который они продают.
Любопытным примером выступает «ВкусВилл», который дает выбрать один «любимый продукт», на который предоставляет существенную скидку в течение короткого периода времени для повышения частоты покупок.
Изменение социальной модели. Равноправие полов. Дети
Развитие технологий и изменение психологических установок новых поколений смещают гендерные роли. Мужчины и женщины распределяют базовые домашние обязанности поровну, для всего остального есть сервисы. Миллениалы, которые уже вступили в роль родителей и будут в этой роли в 202Х, «заморочены» не только в вопросах личной эффективности, но и в воспитании детей. В частности, компаниям нужно будет помочь родителям найти функциональную модель для «менеджмента» собственного ребенка.
Бытовая кулинария всё еще «на женщине», но ситуация меняется. По статистике выходит, что женщины уделяют приготовлению еды 55 минут в день, а мужчины — только 15 минут. Но если сравнить с началом 20 века: тогда у женщин уходило на это 3–4 часа. Еще один тренд — смарт-подходы к «менеджменту» детей: няни, специальные службы такси, браслеты-трекеры локации.
Дематериализация роскоши
Экономика шеринга снижает объем рынка люксовых товаров. Потребители отказываются от модели overconsumption в пользу осознанного потребления. Дорогие вещи все меньше определяют статус владельца. Использование товаров бывших в употреблении набирает обороты.
Технологии дематериализуют предмет роскоши. Помимо экономии времени, этот тренд стимулирует и конкуренцию за качество опыта c сервисом: больше не нужно покупать дорогую машину, чтобы ездить на ней каждый день.
Премиальные райд-хейлинги (примеры в России — Ultima «Яндекс.Такси», UberBlack, Wheely) движутся в сторону максимальной кастомизации опыта каждого клиента, запоминая его предпочтения и создавая зону безопасности: где вы пьете кофе по утрам, в какой магазин заезжаете после работы, как открывается шлагбаум во дворе вашего дома, какую музыку вы любите, кто из ваших близких должен знать ваш маршрут.
В следующее десятилетие подобные сервисы продолжат развиваться в сторону еще более персонализированного опыта, чтобы полностью заменить личного водителя, а если вы водите сами — автоматизировать предугадывание ваших предпочтений.
100-летняя идея дома-коммуны снова актуальна и powered by new technologies
Идея кухни для масс не нова. Ровно 100 лет назад случился яркий, взбалмошный и радикальный период, который привел к целой серии социальных экспериментов, в ряде из которых была замешана архитектура. Этот период получил название «Авангард», а направление в архитектуре — конструктивизм.
Как и сейчас, тогда общество находилось в растерянности перед вызовами нового времени — ускорением, технологиями и новыми механизмами экономики. В один момент общий курс страны был взят на индустриализацию, что в свою очередь привело к переселению огромного количества людей в города. Основная цель этих людей — завод, и в интересах государства было создать такой уклад жизни, чтобы человек работал свою работу максимально эффективно. Так появились новые типы архитектурных сооружений, не существовавших прежде, — хлебозаводы, общественные бани, детские сады, клубы, столовые и так далее.
Роботизация: стоит ли ждать прорыва
Три самые большие индустрии с точки зрения индивидуального потребителя: жилье, транспорт и еда, в уходящем десятилетии претерпели колоссальные изменения, по полной испытав на себе все плюсы и минусы disruption от digitalization, gig и sharing economies, меняясь под напором таких компаний как Booking.com, Airbnb, Uber, «Яндекс», Tesla, Deliveroo.
Так что же может стать такой next big thing? Это однозначно роботизация (где ИИ является неотъемлемой частью роботики), приводящая к работе без участия человека — автономности.
Если бы не необходимость встраивания роботов в миллионы существующих профессиональных кухонь ресторанов, баров и фабрик еды, которые были спроектированы так, как удобнее людям, наполнены устройствами и предметами, которые были разработаны, чтобы было удобно людям, с точки зрения технологий полностью автономные кухни — уже реальность.
Мы точно можем верить, что 2030-е годы станут заметным этапом в становлении новых, абсолютно автономных экосистем, постепенно вытесняющих привычные нам профессии водителей, курьеров и поваров.
Роботизация в сфере питания: умные вендинги или полностью автономные повара?
Робототехника стала доступнее и дешевле, проще в управлении, сложнее по структуре. Но полностью заменить человека на кухне в ближайшие 15 лет не получится. Однако уже сейчас появляются довольно эффективные автоматизированные решения, работающие с ингредиентами, подготовленными людьми.
При этом рынок не ждет. Аналитики прогнозируют, что объем рынка робототехники для пищевой промышленности к 2025 году достигнет $3,1 млрд, при ежегодном росте на 12,7%. Сейчас существует два подхода к развитию этих технологий: полная замена человека роботом и роботизация отдельных операций (Last Mile Cooking Robots). Последнее, наравне с dark kitchen, происходит уже сейчас.
Сейчас существует два подхода к развитию этих технологий: полная замена человека роботом и роботизация отдельных операций. Последнее, наравне с dark kitchen, происходит уже сейчас.
Last mile cooking robots — это максимально эффективный союз, где люди делают заготовки, а робот использует их, в нужный момент доготавливает и собирает в зависимости от выбранного блюда.
Еще одна технология — кастомизированные вендинги. В ближайшие годы, когда эта технология будет отлажена, появится новый вид вендинговых аппаратов с возможностью выдачи свежеприготовленной и расфасованной еды.
В ближайшие 15 лет стоит ожидать активное развитие решений last mile cooking robots, адаптированных под конкретные пищевые концепты. Их будут использовать в labor intensive — локациях, где экономически целесообразно заменить труд человека.
Роботизация middle managment, компании с «узкой талией»
Несмотря на впечатляющие результаты робототтехники, на наш взгляд, говорить о полной роботизации таких профессий как повар, комплектовщик или курьер — преждевременно. В 202Х эти профессии обзаведутся умным инструментарием, а полная роботизация ждет профессию менеджера — компании начнут избавляться от миддл-менеджмента.
Мидл-менеджмент с экономической позиции может быть наиболее перспективной точкой приложения усилий. И что особенно привлекательно — здесь не нужны дорогостоящие механические решения. Учитывая коммуникационную функцию мидл-менеджмента, ее можно заменить программными методами автоматизации процессов.
Machine learning и data-science: переход от демонстрации к прозаическим задачам
Яркие кейсы применения ML и data science в 2010-x привлекли огромное внимание, но по большому счету были «витринным». В 202Х использование этих технологий станет «обычным» даже для операционных задач компаний.
Понятно, что далеко не в каждом бизнесе есть необходимость строить системы игры в Го или распознавания речи, но мы уверены, что практически везде можно найти другие, уже очень подходящие для ML и data science технологий. В «Кухне на районе» таких оказалось две: составление еженедельных меню и прогнозирование спроса для этих меню, чтобы наши отделы закупок и фабрика-кухня могли подготовить и доставить точное количество ингредиентов для каждого блюда на каждую кухню в каждый день. Из-за динамичности меню (здесь меняется до 60% блюд в меню еженедельно), а также существенных различий в предпочтениях клиентов в разных районах города, задача прогнозирования становится непростой. Недостаточно просто взять то, что было на предыдущей неделе и экстраполировать.
Рост мегаполисов и плотности населения
Мегаполисы останутся экономическим двигателем в большинстве стран, их ждет укрупнение с увеличением плотности населения в расчете на площадь города. Концентрация населения и ресурсов внутри мегаполиса неизбежно приведет к росту доходов населения и связанного с ним запроса на качество жизни, на который должны будут отреагировать новые бизнес-модели.
Сегодня более 4 млрд человек — жители городов, что составляет более 50% от всего населения Земли. Оно создает более 80% мирового ВВП.
Количество мегаполисов с населением более 10 млн человек за последние 70 лет выросло в 17 раз и сейчас составляет 34. Эксперты ООН прогнозируют, что к концу 2020-х количество таких мегаполисов будет уже 43.
Следующее десятилетие развитые страны посвятят технологиям и услугам по улучшению качества удовлетворения потребностей человека в доставке всего необходимого, безопасности и жилище, экономии времени и собственной логистики в условиях города и переносе активностей домой.
Office as a service: гибкость, скорость, совместная работа
Рост плотности в городах затрагивает не только наши жилища, но и офисные пространства. Также как и дом, в поиске большей эффективности офис становится «умнее». Об этом свидетельствует появление «гибких» офисов, рост инвестиций в такие модели, а также проникновение сервисов, которые делают нас эффективнее в том числе в офисные пространства.
WeWork выпустила impact report, где привела любопытную статистику:
Новые компании, резиденты WeWork, выживают на 13% чаще, чем в среднем по стране.
54% компаний уверены, что пребывание в WeWork способствует их росту.
83% компаний в США внутри WeWork являются инновационными — по сравнению с 15% в среднем по стране.
Вывод из такой статистики может быть один: пребывание в гибком офисе выбирают наиболее продвинутые компании в своих сегментах, которые растут быстрее и выживают чаще по сравнению со средними показателями по стране.
Примером гибких сервисов в сегменте недвижимости может стать ПИК-Аренда. Это первый digital-игрок на российском рынке долгосрочной аренды квартир, упрощающий процесс сдачи и съема. Компания придумала собственные инфраструктурные решения, которые позволяют по записи просматривать квартиры 24/7 без собственника. С помощью электронного замка и мобильного телефона клиенты получают доступ в квартиру на время просмотра, при этом безопасность обеспечивают установленные в квартире веб-камеры.
Уменьшение квартир и вытеснение бытовых услуг в сервисы
С ростом плотности населения в больших городах недвижимость становится менее доступной, и средние размеры жилища имеют тенденцию уменьшаться. Этот тренд уже заметен как в Москве, так в и мегаполисах за рубежом. Однако современные жители стремятся использовать технологии для того, чтобы компенсировать эти обстоятельства. Мы делаем свои жилища более умными и оптимизируем пространство, избавляемся от громоздких вещей, используем shared-сервисы или заменяем их на все более умные. Также мы отказываемся от рутин, поручая их внешним сервисам.
В 2019 году обсуждение вызвало появление объявления о продаже квартир площадью 11 м² в Москве. Из-за повышения стоимости строительства, роста плотности населения в городах и ограниченности ресурса площади, пригодной для жилого строительства, собственное новое жилье может оставаться доступным людям только при уменьшении его площади.
Использование сервисов доставки еды позволит уменьшить площадь кухни в квартире, стиральную машину заменит сервис, который забирает грязную одежду и возвращает чистую, а большой гардероб заместит сервис по еженедельному подбору актуальных вещей.
Плотность делает город психологически некомфортным
Ритм жизни в мегаполисах постоянно ускоряется. Для увеличения личной эффективности и экономии времени жители будут стремиться к передаче повседневной рутины поставщикам услуг, рассматривая собственное жилище как место отдыха и развлечений.
В этом смысле мегаполис — идеальное место для процветания эффективного одиночества, так как он предоставляет неограниченные возможности вести виртуальную жизнь, почти не соприкасаясь с реальностью.
По статистике США время, затрачиваемое на электронные устройства, за 10 лет с 2008 года выросло с 2,7 часов до 5,9 часов в сутки.
В 2020-х мы ожидаем перенос значительной части рабочей и досуговой активности жителей домой. Классические стационарные сервисы станут мобильными, компании начнут искать уникальные решения в части обеспечения потребителей продуктами питания и обихода.
Таким образом, мы ожидаем в 202Х перенос значительной части рабочей и досуговой активности жителей домой. Это потребует изменения модели предоставления услуг: классические стационарные сервисы станут мобильными, компании начнут искать уникальные решения в части обеспечения потребителей продуктами питания и обихода.
Эра домашних развлечений
Индустрия домашних развлечений стремительно растет, что заставляет компании задумываться о развитии новых точек соприкосновения (и продаж) со зрителями онлайн-кинотеатров, геймерами и всеми, кто всё чаще предпочитает оставаться дома. Игры — уже сейчас самое популярное развлечение в мире. Есть все предпосылки к тому, что в ближайшие годы за счет развития сетей 5G и облачного гейминга эта индустрия сделает большой скачок вперед.
Мировая индустрия развлечений будет расти в среднем на 4,3% каждый год до 2023 года. В пятерку самых быстрорастущих входят три категории, которые относятся к игровым: VR, киберспорт, видеоигры.
В России эта категория растёт ещё быстрее, чем в среднем по миру: рост составляет 6,4%, а мировой показатель — 4,3%.
Доставка всего и ультралокальная доставка
Объем рынка доставки увеличивается из-за переноса активности потребителя домой и экономии времени. Весь ритейл уходит в онлайн. Потребители привыкают к моментальному получению услуги/товара, что способствует локализации складов и производства.
Теперь большинство потребителей переносят покупательскую активность в интернет, становясь адептами электронной коммерции.
Есть несколько причин, объясняющих это явление:
Происходят значительные изменения в модели потребления и предпочтениях поколений Y и Z. Теперь доставка должна удовлетворять нарастающий спрос.
Бизнес-модели, которые дают ответ на ситуативные желания пользователей и очень быстрый образ жизни, избаловали клиентов. В результате они хотят быстрой доставки, а это подразумевает локальную доставку.
70% пожилых людей в США сейчас пользуются интернетом, в то время как в 2000 году их было всего 14%. И этим пожилым людям не так нужны офлайн-магазины для покупок.
Поколения Y и Z ведут себя совершенно по-другому. Миллениалы, уровень счастья которых обычно выше, чем у других поколений, проводят большую часть своего времени на работе в погоне за эфемерным успехом и пытаются выжать максимум продуктивности из каждой секунды своей жизни.
В результате у более молодых клиентов нет ни времени, чтобы ходить по магазинам, ни кого-либо дома, чтобы принять традиционную доставку. Следовательно, доставляется все, даже готовая еда.
Доверие и одновременная экономия коммуникации
Экономика доверия — это уже известный термин, у которого есть примеры: совместное использование денег, автомобилей, домов и даже домашних животных. Доставка от Amazon прямо внутрь жилья — хороший пример бизнес-процесса, основанного на доверительном отношении. Существует спрос на аналогичные функции от клиентов «Кухни на районе». Ценностное предложение, основанное на доверии и эффективных коммуникациях, может стать конкурентным преимуществом для существующих и развивающихся предприятий.
Экономика доверия появилась в начале 2010-х и хорошо описана в плейлисте TED. Шеринг распространился даже на те сферы, где казался невозможным, — домашних животных.
Для людей, которые любят встречаться и проводить время с незнакомцами, такие изменения предоставляют возможности, которые раньше были недоступны.
Доверие также меняет службы доставки. Примером может служить in-house delivery от Amazon. Этот формат доставки позволяет курьеру открыть дверь и оставить посылку внутри вашей квартиры, даже не увидев вас и не связавшись с вами. И это изменение чрезвычайно ценно для людей, которые постоянно заняты или просто не любят проводить время с незнакомыми людьми.
Основные коммуникативные навыки за последние десятилетия ухудшились и продолжают снижаться не только на рабочем месте, но и в повседневной жизни.
Люди стремятся минимизировать время, затрачиваемое на коммуникацию, но хотят, чтобы она была эффективной. Предварительное согласование всего, что необходимо для получения услуги или товара, станет решением проблемы.
Мы ожидаем, что эффективная коммуникация, основанная на доверии и надежности поставщика услуг, станет более ценной для потребителей. В результате эта функция может быть стратегическим конкурентным преимуществом для существующего или возникающего бизнеса.
Экономия времени и предсказуемость
Люди постепенно привыкают не только к быстрой доставке, но и все важнее становится ее предсказуемость, которая делает сервис не просто удобным, но и пригодным для регулярного использования. В 202Х предсказуемость и надежность в оценках времени сделает сервисы такими, на которые мы «сможем положиться» и не тратить свой ресурс внимания на пользование ими.
В 2020-х важно не только экономить время клиентов, но и делать доставку предсказуемой. Сегодня среднее время доставки еды в Москве — 30–35 минут, а в 2017 году — 45 минут. Поэтому скоростью доставки уже никого не удивить, и мы делаем ставку на предсказуемость.
Для этого мы следим за частотой обращений в поддержку и измеряем уровень внимания пользователей к скорости доставки.
Люди, заказавшие еду в период с 08:00 до 08:15 и писавшие в поддержку, обращаются реже, если заказ доставлен быстрее 20 минут.
Если время доставки увеличивается, клиенты начинают писать активнее. Например, на 100 опозданий утром приходится 46 сообщений в чат, днем — 35. Клиенты пишут редко, если заказ доставлен за 10–20 минут.
Что делать в 2020-х: повышать стабильность и предсказуемость услуг, работать с ожиданиями клиентов, заранее сообщать о возникших задержках и оптимизировать работу со своей стороны.
Кластеризация города: разные циклы и ритмы
Жители больших городов хотят не только кастомизации товаров и услуг под их личные предпочтения, но и проявляют различные паттерны потребления в зависимости от районов, в которых проживают. Сервисам будущего нужно знать о том, что мегаполис внутри довольно разнородный, и быть готовыми к гибкости и возможности адаптации своих услуг для различных районов.
Сервисам будущего нужно знать о том, что мегаполис внутри довольно разнородный, и адаптировать свои услуги для различных районов.
В «Кухне на районе» исследовали поведение клиентов в разных районах города и обнаружили следующие предпочтения в блюдах:
Заказы из спальных районов примерно на 10% калорийнее (450 ккал — в центре и 500 ккал — самая дальняя кухня) и включают более увесистые порции (270 граммов — в центре и 290 граммов — на самой дальней кухне).
Блюда категории vegan и healthy заказывают в полтора раза чаще в спальных районах (доля заказов 50–60%), чем в центре (доля заказов 35–40%), а вот обычно расцениваемый как unhealthy майонез и блюда с ним покупают одинаково активно во всем городе.
Центральные районы отдают однозначное предпочтение фрешсалату, а на окраинах чаще заказывают традиционные домашние блюда: блины, драники, каши и яйца.
В спальных районах берут почти в полтора раза больше блюд в заказе (2 блюда на заказ — в центре, 2,6–2,9 блюда на заказ — на самых дальних кухнях).
Кроме предпочтений в блюдах, есть и другие особенности:
В субботу и воскресенье в центре заказывают в три раза реже, чем в будни, при этом в спальных районах в выходные заказывают так же или чаще, чем в будни.
Есть начинают во всем городе почти в одно время — с 8:15 до 8:50. В центре 75% заказов на обед приходит до 16:00. Чем дальше от центра, тем позже едят: 75% заказов соверщаются от 17:00 до 18:00.
Кластеризация в большом городе существует, и ее стоит изучать, потому как она может открыть интересные перспективы для всех компаний, которые хотят быть конкурентными в 2020-х.
Итоги
Итак, время и место подвести итоги.
Сформировалась общая картины о нас и окружающем мире. Можно сказать, что мы, люди в 202Х, будем стремиться к эффективности, причем практически во всех аспектах — времени, эмоциях, ролях, потреблении и воздействии на окружающую среду.
Мы
Мы все больше будем полагаться на модель потребления, будем очищать наши квартиры от лишних вещей и оснащать их всё более умными и эффективными устройствами. Также мы будем экономить драгоценное время (и внимание), поэтому отдадим все (неинтересные) рутины от приготовления еды до выбора одежды и уборки в квартире внешним сервисам. Исключением станут только те моменты, когда эта рутина будет нам в удовольствие. Кстати, все освободившееся время мы посвятим или работе, или отдыху и общению, которые должны будут только выиграть в качестве от всех трансформаций. В своем стремлении к эффективности мы, вероятно, ещё больше поменяем распределение ролей в семье.
Среда
Конечно, меняться мы будем не только по своему желанию — огромную стимулирующую роль сыграет среда. Большие города будут увеличиваться, и что еще важнее — уплотняться.Ритм в городах будет нарастать и снова стимулировать нас к эффективности. Наши квартиры и офисы будут становиться меньше, а мы будем делать их умнее и эффективнее, оставляя и переосмысливая важнейшие функции внутри. Внешние функции будут выполнять сервисы, от которых мы будем требовать все больше скорости и надежности.
Компании
Наши более высокие запросы к компаниям, которые будут нас обслуживать, а также достаточно сильное изменение паттернов нашего поведения заставят существующие бизнесы подстраиваться. При этом, скорее всего, откроются возможности для появления совершенно новых бизнес-моделей, которые, возможно, не сработали бы в прошлом, но теперь имеют шансы занять лидирующие позиции. Кроме «обычных» функций решения наших задач, этим компаниям придется удовлетворять наши запросы на экологичность, этичность и социальность. Свои позиции мы будем выражать в том, что согласимся платить больше компаниям, которые будут готовы работать «на наших условиях» и отказываться от компаний, которые будут оставаться «глухими».