Ich sage euch: man muß noch Chaos in sich haben, um einen tanzenden Stern gebären zu können (“Also sprach Zarathustra”, Friedrich Nietzsche)
Как легально использовать картинки из интернета
В черновиках статья пролежала неделю, но когда заметил, что ссылки на фотостоки мне требуются ежедневно, понял — пора публиковать
Визуальный контент — отличный способ улучшить свой сайт, повысить конверсию и продажи. В век интернета найти подходящие иллюстрации стало одновременно и просто, и сложно. Источников фото и картинок масса, но какие из них можно законно использовать на коммерческом сайте?
Вопрос этот волновал давно и легальному использованию чужого контента посвящено несколько статей в «Записках преподавателя»:
Иногда, даже если вы, кажется, всё сделали правильно и легально разместили изображение на странице компании, правообладатель по какой-то причине может попросить удалить фото с сайта. Важно, чтобы на вашем ресурсе было легко найти контактную информацию. Так вы сможете быстро договориться с автором изображения и решить вопрос миром. Если же правообладатель не найдёт ваших контактов, он может сразу пойти в суд.
Как избежать проблем с авторским правом
Создавайте уникальный контент сами
Сайты с уникальными фотографиями и иллюстрациями ценятся пользователями и поисковиками больше, чем примелькавшиеся стандартные фото с первых страниц стоков. Плюс это отличный способ избежать судебных споров с правообладателями изображений. Самые простые варианты создания уникального визуального контента:
Наймите фотографа или иллюстратора
В зависимости от сферы бизнеса и объёма работ вы можете нанять человека для выполнения разовой задачи или взять его в штат. Можно один раз сфотографировать счастливую семью на новом диване или ежедневно снимать аксессуары для дома — разница очевидна.
Обязательно заключите с подрядчиком договор. Это может быть:
лицензионный договор: вам передаются лишь прямо указанные в договоре права на определенный срок.
Фотографируйте сами
Если у вас есть подходящая техника и умения, почему бы не создавать иллюстрации для вашего сайта самостоятельно? Главное — делать это на хорошем уровне. И не забудьте адаптировать картинки для вашей площадки по размерам и качеству.
Договоритесь с автором
Нашли отличное фото, идеально подходящее для страницы вашего сайта? И ссылка на автора есть? Попробуйте просто написать ему и попросить использовать изображение, указав под ним имя правообладателя. Есть большая вероятность, что он позволит вам сделать это бесплатно или за небольшую плату.
Используйте фото из общественного достояния
Общественное достояние — это совокупность творческих произведений, авторские права на которые истекли. В среднем, в зависимости от страны и обстоятельств, фото становится общественным достоянием через 70 лет после смерти автора. Вы можете использовать такие иллюстрации на вашем сайте без угрозы получить иск. Найти изображения в общественном достоянии можно в источниках из этого списка.
Используйте иллюстрации с соответствующей лицензией Creative Commons
Чтобы интеллектуальные и творческие продукты распространялись легально, была создана общественная организация Creative Commons (CC). Она разработала шесть основных типов лицензий с несколькими подвидами, на которые нужно обращать внимание при поиске картинок для сайта. Обязательное условие использования иллюстраций с лицензиями Creative Commons — указание авторства произведения.
Тип лицензии CC часто бывает указан рядом с фото в виде соответствующей иконки.
Три из них разрешают коммерческое использование изображений, а три — нет. Российское законодательство не даёт чёткого определения словосочетанию «коммерческое использование». Но принято считать, что нужно оно для получения прибыли, а некоммерческое — для других целей: учебных, информационных, научных и т. п.
То есть, если вы собираетесь поместить чужое фото на свой сайт для привлечения клиентов и продаж — это коммерческое использование. А если изображение нужно для научной статьи — некоммерческое.
Коммерческое и некоммерческое использование на разных условиях разрешают лицензии:
«С указанием авторства», cc by;
«Распространение на тех же условиях — Копилефт», cc by-sa;
«С указанием авторства — Без производных», cc by-nd.
Только некоммерческое использование на разных условиях разрешают лицензии:
«С указанием авторства — Некоммерческая», cc by-nc;
«С указанием авторства — Некоммерческая — Копилефт», cc by-nc-sa;
«С указанием авторства — Некоммерческая — Без производных», cc by-nc-nd.
Ищите в Google Картинках с соответствующей пометкой
Чтобы найти лицензированные изображения в Google, наберите в поисковой строке запрос и поставьте отметку напротив нужного типа лицензии. Рекомендуем выбирать картинку тщательнее и не на первой странице — так вы с большей вероятностью найдёте редкое, незаезженное фото для сайта.
Используйте фотостоки
Проще всего найти фото для коммерческого использования на фотостоках, платных или бесплатных. Ссылки на авторов и виды лицензии, в том числе Creative Commons, обычно бывают указаны в подписи к иллюстрации или на странице поиска. Например, фотосток dreamstime.com указывает у некоторых картинок вид лицензии — CC0. То есть авторы этих изображений фактически отказались от прав, и вы можете свободно использовать такие картинки даже в коммерческих целях.
Поиск изображений с лицензией CC0 на фотостоке dreamstime.com
Создавайте пародии и карикатуры
Если для вашего бизнеса приемлемы шутки, то для карикатур и пародий вы можете свободно использовать любые фотографии. Допускается даже не указывать имя автора — это разрешено законом.