Как мы и предсказывали, со следующего года занятия в университете будут проводиться в режиме онлайн.
То, что очевидно было только для внимательного наблюдателя, а именно, что, так называемая, пандемия будет использована в качестве предлога все более широкого распространения цифровых технологий, теперь стало реальностью и очевидно уже для всех.
Здесь нас волнует не столько грядущая трансформация обучения, сколько окончательное исчезновение элементов физического присутствия во взаимоотношениях студентов и преподавателей, столь важных во все времена, а так же исчезновение групповых дискуссий на семинарах, которые были самой живой формой обучения. Важнейший элемент наступающего технического варварства, в котором мы все участвуем — выхолащивание из жизни каких бы то ни было чувств и утрата личностей, навсегда заточённых в рамки мониторов и экраны телевизоров.
В том, что творится ныне гораздо важнее то, о чем вообще никто ничего не говорит, а именно, конец общинности, как формы жизни. Европейские университеты родились студенческими ассоциациями — universitates — они обязаны именно им своим именем. Быть студентом означало, прежде всего, вести образ жизни, когда обучение и лекции, безусловно, имели важнейшее значение. Однако, не менее важными были встречи и всесторонний обмен мнениями с другими scholarii (школярами), которые часто приезжали из самых отдаленных мест и сплачивались по месту своего рождения в nationes (землячества). На протяжении веков, от clerici vagantes средневековья до студенчества ХХ века, такой образ жизни менялся по-разному, но неизменным оставался социальный феномен общины. Каждый, кто стоял на университетской кафедре в лекционной аудитории, прекрасно знает и наблюдал, как прямо на глазах появляется дружба, как небольшие учебные и исследовательские группы по со своим социальным и культурно-политическими интересами превращаются в устойчивые сообщества и продолжают жить долго после окончания обучения.
Все то, что существовало почти десять веков, теперь заканчивается навсегда. Студенты больше не будут жить в городах, знаменитых своими университетами. Вместо этого они будут слушать лекции, запертые в небольших комнатках, иногда разделенные сотнями километров с теми, кого раньше называли однокурсникам. На улицах маленьких городков, где расположены некогда престижные университеты, исчезнут весёлые ватаги студентов, которые их оживляли.
Относительно любого умирающего социального явления можно утверждать, что, в определенном смысле, оно заслужило свой конец. Несомненно, наши университеты достигли той степени коррупции и профессионального невежества, а, следовательно, и социальный феномен образа жизни студентов стал таким же выхолощенным, что об том уже не стоит сожалеть.
Однако, до́лжно твердо настаивать на двух пунктах:
- Все профессора, которые в едином порыве готовы подчиниться новой диктатуре телематики и проводить свои курсы только онлайн, очень напоминают университетских профессоров, поклявшихся в 1931 году в верности фашистскому режиму. Скорее всего, как и тогда, откажутся только пятнадцать из тысячи но, безусловно, их имена запомнят, как отказавшихся присягнуть фашизму.
- Студентам, которые действительно хотят научиться чему-то полезному, придется отказаться от изменившихся таким образом университетов. Как и в прошлом, им придётся создать новые universitates, только там, сможет выжить наследие веков и родиться новая культура в противовес техническому варварства в образовании.
Источник:
Джорджо Агамбен — Реквием для студентов, опубликовано К ВВ, лицензия — Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International.
Респект и уважуха