Вот так мы учимся на Бизнес-информатике

Во втором семестре 2020/2021 учебного года студенты образовательного направления 38.03.05 «Бизнес–информатика» получили уникальный практический опыт командной работы над реальным Интернет-проектом. Ниже представлена заметка одного из авторов и организатора тестирования релиза новой версии сайта, созданного студентами четвёртого курса Высшей школы экономики и управления. Неделя с 19 по 24 апреля – последняя в учебном процессе, выпускники уходят на преддипломную практику и уже можно подвести некоторые предварительные итоги обучения.

Конец марта стал важным переходным событием в моей жизни, когда состоялся мой первый релиз новой версии сайта uralto.ru для группы компаний «ЛоКоС». Компания работает в области торгового оборудования и мебели, а также автомобильного оборудования. К небольшой команде ИТ-шников мой сокурсник Сергей Броженко и я присоединились в середине сентября 2020 и с тех пор отвечаем за создание благоприятного User Experience (пользовательского опыта) и поисковую оптимизацию SEO.

А теперь к сути: до релиза команду проекта сильно волновало то, как на наше видение откликнутся клиенты. Новый облик мог их запутать, сбить с толку и вовсе заставить уйти с сайта.

Поэтому, первое время мы обращались ко всем своим знакомым, коллегам, родным. Но, постольку-поскольку мы учимся на Бизнес‑информатике, то наша дружная университетская команда, все студенты бакалавриата, с 1 по 4 курс, согласились нам помочь.

Для тестирования мы еще раз проанализировали свой сайт и составили анкету с волнующими нас вопросами.

На большинство вопросов предлагали дать ответ «да/нет». Всего анкета содержит 29 вопросов и на 11 из них необходимо дать развернутый, «качественный», ответ. Такой подход выбран с целью получить максимально информативные, «прозрачные» и объективные данные.

Тестирование сайта uralto.ru студентами Бизнес-информатики позволило получить ценные результаты исследования относительно и каждой учебной группы, и каждого тестировщика.

И первыми были студенты первого курса. Отзыв одного из участников опроса, студента группы ЭУ-135 Игоря Комарова, можно прочитать по этому адресу.

Для студентов 1-го курса характерно:

  1. Жесткое следование сценарию тестирования и выполнение всех задач.
  2. Большинству участников не хватило знаний/опыта заметить недочёты анимации на сайте и ошибки в вёрстке в сравнении с подобными IT проектами.
  3. Несколько человек обратили внимание на незапланированное поведение элементов при использовании смартфонов.
  4. Два студента заметили ошибки в логике работы сайта: неверная сортировка отдельной группы товаров и замечания по вводу данных на страницах оформления заказов.

Для ответов студентов 4-го (выпускного) курса характерно:

  1. «Качественные» ответы максимально развернуты, с замечаниями и предложениями:
    • Вопросы к целесообразности расположения основных подкатегорий на главной странице сайта
    • Вопросы к качеству контента на сайте, а именно разные по качеству картинки товаров, наличие надоедливых водяных знаков, отсутствие на некоторых сложных товарных позициях описания.
    • Студенты дали очень ценные рекомендации по вёрстке отдельных элементов: размещение текстов ближе к фотографиям, перемещение отдельных количественных характеристик товара, добавление всплывающих подсказок при определённых событиях, генерируемых пользователями. Всем коллективом попросили увеличить шрифт текста на пару пунктов.
    • Даны замечания по мобильной версии сайта: требуется оптимизировать загрузку программного кода, чтобы ускорить «отрисовку».
    • Предложены варианты возможного развития маркетинговой стороны проекта, а именно:
      • понравились подборки товаров;
      • следует изменить механизм подписки на рассылку новостей;
      • добавить рекомендации и переработать информацию о компании;
      • создать механизм формирования выписка из банка предпринимателям, автоматизировать его.
  2. Обозначен вопрос, к самому крупному обобщающему каталогу, над которым мы даже не думали: он должен предоставлять выбор всех товаров или быть по сути картой сайта?

Как можно заметить, полученные результаты тестирования достойны и выявили ряд критичных недочётов в нашей работе не только с точки зрения «сайтостроения», но и с точки зрения маркетинга.

Дополнительно был проведён опрос студентов 2 и 3-го курсов Бизнес-информатики, в конце которого мы узнали:

  • О необходимости переработать страницу «О компании» в формат Landing page.
  • Добавить подсказки в:
    • страницу-корзину на момент оформления заказа, поясняющие людям важность вводимой информации: юридическая информация, персональные данные и комментарии к заказу. Последнее особенно важно, т.к. сайт представляет собой агрегатор на начальной стадии и реализует дифференцированные категории товаров.
    • основные подкатегории товаров и подборках товаров, собранных на основе поисковых запросах пользователей. Несмотря на то, что основа нашей аудитории – бизнесмены и менеджеры, им, а также многим другим порой требуется дополнительная консультация в области применения, монтажа, обслуживания оборудования.
    • карточки товаров. Отсутствие описаний на довольно крупной доле товаров – наша основная головная боль. Товаров много, они разные. Это требует того, чтобы наши специалисты в области продаж грамотно прописали характеристики и область применения этих продуктов.
    • Для лучшей узнаваемости в сети название домена желательно изменить так, чтобы он соответствовал названию компании.
    • Конкретизировать наличие товаров: изменить символьные обозначения «мало», «средне», «много» на конкретные 100, 1000, 10000 и т.д., в зависимости от категории.

Что же по итогу мы получили? – Ещё больше полезных способов для улучшения нашего продукта.

Какие выводы были сделаны? – Разница между ответами студентов первого и четвертого курса разительна.

75% первокурсников прошли тестирование исключительно по заданному нами сценарию, не особо затрудняя себя «качественными» ответами.

Четверокурсники дали более развёрнутые и глубокие ответы на вопросы, взглянув на проект с разных сторон: вёрстка, программирование, маркетинг и SEO, дизайн. Они вышли за границы вопросов, посмотрели глубже на проблемы и дали свои обоснованные рекомендации.

Наблюдается ярко выраженные прогресс и с каждым годом освоения образовательной программы 38.03.05 «Бизнес-информатика» увеличиваются компетенции, растет объем знаний и тяга ко всему неизвестному.

Что же будет дальше? – Кто знает, но планы сформулированы, цели поставлены, силы и желание найдены.

Такая практическая и, главное, увлекательная работа заставляет мыслить не только в рамках информационной системы, но и в масштабе бизнеса целиком: увеличение конверсионных показателей приведет к удешевлению выполнения основных бизнес процессов; внедрение новых функций в реализацию корзины, представления товаров/контента снимет нагрузку с операционных менеджеров, что позволит им принимать участие в более креативных, интеллектуальных задачах.

Вот так мы учимся на Бизнес-информатике! Впереди магистратура!

Егор Витрук, студент группы ЭУ-419

Print Friendly, PDF & Email

CC BY-NC 4.0 Вот так мы учимся на Бизнес-информатике, опубликовано К ВВ, лицензия — Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


Респект и уважуха

Добавить комментарий