В рамках CNews FORUM «Информационные технологии завтра» в конце прошлого года недавно назначенный руководитель департамента ИТ и связи Минздрава Елена Бойко заявила о намерении создать в России систему поддержки принятия врачебных решений, не хуже суперкомпьютера IBM Watsonએ (см. [здесь]). Пока суд да дело, поиск финансов, утверждение бюджета, тендер, котировки-распиловки IBM пригласил бесплатно воспользоваться услугами первого компьютера когнитивных вычислений Watson, представленого на платформе PaaSએ Bluemix. Вот как это выглядит:
What is IBM Watson and Bluemix?
Do you want to put the power of Watson in your applications? Do you want to radically change the way you interface with your users? In the first of three Techbyte videos, Nathan Vega and Swami Chandrasekaran will introduce the listeners to the concepts of cognitive computing, IBM Watson, and IBM’s Platform-as-a-Service, Bluemix. This is no longer just a machine that won on Jeopardy, but a powerful cognitive cloud platform. This session will orient the listener to what’s different about this technology and just how powerful it is. Join us for the series to learn about how you can power your own application with Watson. Join us to find out more on Watson services and check them out for yourself at Bluemix.net
Что в привычной трансляции означает:
Что есть IBM Watson и bluemix?
Вы хотите использовать мощь Watson в своих приложениях? Вы хотите кардинальным образом изменить интерфейс пользователя? В первых трех Techbyte видео, Натан Вега (Nathan Vega) и Свами Чандрасекаран (Swami Chandrasekaran) познакомят слушателей с концепцией когнитивных вычислений, IBM Watson и IBM-вской Платформой-как-услуга, реализованной на bluemix. Это уже не просто машина, которая выиграла Телевикторину, но мощнейшая когнитивная облачная платформа. На этих сессиях слушатели сориентируются в особенностях этой технологии и убедятся в её мощьности. Присоединяйтесь к нам и узнайте о том, как вы сможете подключить Watson в свои собственные приложения. Присоединяйтесь к нам и узнайте больше об услугах Watson, проверьте их на себе с помощью Bluemix.net.
Со времени появления интернета в 90-х годах Web-дизайн прошел долгий путь. Только горстка веб-безопасных шрифтов, рудиментарные CSS и таблицы для макетирования — дизайнеры были очень скромны в своих возможностях. Перенесемся в сегодня и ситуация совершенно иная. Мульти-мегабайтные страницы с большой фотографии на обложке — норма, у нас на выбор множество рамок, иконок и шрифтов. Интересно посмотреть, как популярные веб-сайты выглядели много лет назад. Благодаря волшебству Way back machine мы собрали винтажные хронологические скриншоты к вашему удовольствию.
Звоню подруге, секретарю в торговой фирме, и слышу, что в ее офисе идет бой. Мужские голоса стреляют друг в друга витиеватыми нецензурными тирадами, как громовержец Зевс молниями. Раздаются нервные шаги, потом оглушительный, как взрыв, грохот захлопнувшейся двери…
Продолжение истории: Что такое бизнес информатика (версия 2011 года)
Бизнес-информатика — это не просто красивые слова. Бизнес-информатика — это новое, можно сказать революционное, направление подготовки Homo Economicus (человека экономического), отвечающее требованиям современного информационного общества, это новые способы и методы формирования гармоничной личности.
C этой статьи в Челябинске начиналась Бизнес-информатика. Май 2005
Бизнес-информатика — это не просто красивые слова. Бизнес-информатика — это новое, можно сказать революционное, направление подготовки Homo Economicus (человека экономического), отвечающее требованиям современного информационного общества, это новые способы и методы формирования гармоничной личности.
Несовершенство современных информационных технологий, свойственное всему новому и бурно развивающемуся, требует довольно высокого уровня подготовки кадров в этой области. Известно множество примеров, когда проекты готовых или разработанных на заказ Корпоративных Информационных Систем на этапах внедрения и эксплуатации оканчиваются провалом. Главная причина подобных неудач — отсутствие специалистов, органично сочетающих знания в технике, экономике, менеджменте и информационных технологиях.
Процессы глобализации мира, определяемые в значительной степени стремительным развитием информационных технологий (ИТ), диктуют новые правила ведения бизнеса и новые подходы к организации и управлению производством. Телекоммуникации, связь и обработка информации достигли такого уровня, когда управление отдельными предприятиями и целыми промышленными отраслями стало возможно с позиции управления единым «живым организмом». Информационные системы предприятий стали корпоративными информационными системами (КИС) и обеспечивают «прозрачность» ведения дел компаний на всех уровнях управления. Наличие КИС в компаниях даёт возможность оперативно реагировать на изменения внешних и внутренних условий ведения бизнеса, позволяет увеличивает его доходность в сравнении с общепринятыми традиционными подходами, делает «информатизированную компанию» привлекательной для инвестиций. Кроме того, не надо забывать о необходимости интеграции в мировой рынок, которая невозможна без Системы менеджмента качества в соответствии со стандартами ISO 9000.
Сегодня в России существует порядка 60 направлений профессиональной подготовки в области ИТ и более 50 — в области экономики и менеджмента. Но, как показала практика, ни одно из них не способно сформировать синтетические знания на пересечении этих областей. Попытки «механически» привнести недостающие дисциплины на традиционные университетские кафедры профессиональной подготовки, как правило, заканчиваются неудачей. В итоге, общество получает либо специалистов с неглубокими знаниями в ИТ и совершенно поверхностными в менеджменте и экономике, либо — с неглубокими знаниями в менеджменте и экономике и совершенно поверхностными в ИТ. Как написал Козьма Прутков: «Специалист подобен флюсу. Полнота его одностороння».
Таким образом, современное информационное общество требует специалистов, обладающих комплексными, сформированными особым образом и органично сочетающимися знаниями экономики, менеджмента и права, владеющих теоретическими основами и практическими навыками аналитической поддержки принятия решений, концептуального проектирования корпоративных информационных систем, управления проектированием и внедрением ИТ. Современное общество требует специалистов информационных систем — Business Software Applications Specialist.
Именно синтез знаний на пересечении различных предметных областей и определяет единение слов «Бизнес» и «Информатика» в названии нового образовательного направления кафедры «Информационные системы» Южно-Уральского государственного университета. И задача этой кафедры ликвидировать этот «флюс» по К.Пруткову.
Государственные стандарты и программы подготовки бизнес-информатиков новы не только для российского высшего образования. Они не имеет аналогов и в западной системе высшей профессиональной подготовки, где экономическими дисциплинами и основами менеджмента выпускники ИТ-специальностей овладевают, как правило, на этапе получения дополнительного образования в специализированных школах. О поддержке этого образовательного направления официально заявили зарубежные и отечественные лидеры отрасли: Microsoft,IBS, IBM, SAP, Computer Association, Ланит, Крок, 1С, InterSoft Lab.
Учебно-методическое объединение, во главе которого стоит факультет Бизнес-информатики Государственного университета Высшая школа экономики, уже заключило партнёрские соглашения с этими компаниями. И это не случайно.
Квалификация бизнес-информатика позволяет ему проводить планирование, осуществлять руководство и координацию деятельности в сфере создания, внедрения и эксплуатации корпоративных информационных систем, позволяет грамотно решать следующие задачи:
моделирование и оптимизация бизнес-процессов;
планирование и организация информационных систем;
проектирование и внедрение информационных систем;
эксплуатация и сопровождение информационных систем;
аналитическая поддержка принятия решений управления бизнесом;
планирование и организация исполнения ИТ-проектов высокой сложности.
Объектами профессиональной деятельности бизнес-информатика являются:
программы и программные компоненты информационных систем;
языки и системы программирования информационных систем;
задания на модификацию, оптимизацию и развитие информационных систем,
инструментальные средства для документирования, описания, анализа и моделирования информационных и коммуникационных процессов в информационных системах;
инструментальные средства управления проектами;
стандарты и методы организации управления, учета и отчетности на предприятиях.
Организация учебного процесса этого образовательного направления соответствует принципам Болонского процесса, участником которого Россия стала в 2003 году. Учебный процесс построен по схеме 4+2:
первая ступень высшего образования (4 года), квалификация — бакалавр бизнес-информатики и
вторая ступень (2 года), квалификация — магистр бизнес-информатики.
На первой ступени высшего образования обеспечивается фундаментальность знаний специалиста, а в двухгодичной магистратуре проводится функционально-ориентированная подготовка. На младших курсах первой ступени подготовки основное внимание уделяется естественнонаучным дисциплинам, базовой подготовке в области информационных технологий (информатика и программирование, базы данных, проектирование информационных систем), общим математическим дисциплинам (математический анализ, линейная алгебра, дискретная математика, теория вероятности и математическая статистика), экономическим (экономическая теория, финансовый и управленческий учет) и гуманитарным дисциплинам. Специальные дисциплины, такие, как логистика, управление персоналом, стратегический менеджмент, информационное право, моделирование и оптимизация бизнес-процессов, архитектура корпоративных информационных систем, управление жизненным циклом программных средств, информационная безопасность и т.д., появляются на третьем-четвертом курсах.
Знания и умения, получаемые на первой ступени, базовые и поэтому в большей степени имеют теоретическую направленность. Это методологии, связанные с подготовкой предприятия к автоматизации, проектированием, внедрением информационных систем, организацией ИТ-службы, управлением и эксплуатацией информационных систем и управлением разработкой. Приобретение навыков практической работы ограничивается тренингами для овладения различными инструментальными средствами и системами, которые подкрепляют теоретические курсы, например, MS Project, CASE-технологий, Aris, Borland Builder C++ и Delphi, FrameWork и Dot net и т.д. Специалисты, получившие степень бакалавра, подготовлены к деятельности в составе группы исполнителей, а также как менджеры сервисов и систем.
Функционально-ориентированная вторая ступень подготовки ставит своей целью углубленное изучение практических проблем бизнеса, формирование практических навыков аналитической, консультативной, научно-исследовательской или научно-педагогической деятельности. В отличие от первой степени, учебный процесс в магистратуре основан на практической работе студентов в штате ИТ-компаний, подкрепленной очной углублённой индивидуальной теоретической подготовкой в университете. У магистров расширяется круг экономических, управленческих дисциплин, углубляются знания в соответствии с выбранным направлением специализации ИТ-компании:
моделирование и оптимизация бизнес-процессов;
ИТ-консалтинг;
проектирование и внедрение информационных систем;
управление информационными ресурсами предприятия;
бизнес-аналитика информационных процессов;
инновации и бизнес в сфере ИТ.
Выпускник магистратуры подготовлен к деятельности по руководству группой исполнителей, отделом ИТ, он может выполнять функции топ-менеджера по организации и управлению бизнесом в сфере ИТ.
Совсем недавно кадровый дефицит лидеров ИТ индустрии и промышленных компаний удовлетворялся перекупкой квалифицированных кадров одной компанией у другой. Но сейчас и цены выросли, и перекупать стало некого. А организация внутрифирменной системы тренингов подготовки и переподготовки специалистов требует слишком много затрат, слишком много средств нужно вкладывать в свое развитие. По оценкам отечественных и зарубежных экспертов только российскому рынку труда сегодня требуется порядка 150 тысяч юристов, «управленцев» и экономистов, а до 10% этого бизнеса непосредственно связано с информационными технологиями. Специалисты бизнес-информатики востребованы во всех сферах бизнеса, в которых применяются информационно-коммуникационные технологии. На сегодняшний день неудовлетворенная потребность в специалистах такого профиля составляет только в России порядка 10 тысяч человек в год. Кроме того, в соответствии с Болонской декларацией, диплом любой страны-участницы процесса действителен без ограничений во всех странах-участниках, для бакалавров и магистров Бизнес-информатики открываются не только отечественный, но и зарубежный рынок труда информационных технологий.
Безусловно, интернет технологии могут расширить доступ к высшему образованию во всем мире.
Такие образовательные онлайн-платформы, как Courseraએ, EDXએ и Udacityએ, стремительно вышедшие на сцену в прошлом году, по утверждению своих сторонников имеют огромный потенциал для демократизации высшего образования в странах, где доступ к нему наименьший (см. «Важнейшие технологии образования за последние 200 лет»). Сегодня такие амбиции становятся реальностью постольку, поскольку все больше людей, не смотря на серьезные проблемы, начинают экспериментировать с их установкой.
Великое множество студентов из Индии и Бразилии регистрируются на этих массовых открытых онлайн-курсах или, так называемых MOOCs — Massive open online course, продолжая свое бесплатное обучение с такими ведущими университетами, как Стэнфорд, Массачусетский технологический институт и Гарвард.
Однако, в беднейших регионах мира, где иногда затруднен надежный высокоскоростной доступ в Интернет для передачи потокового видео курса лекций, доставка образовательного контента в массы явно не простая задача, поэтому эксперименты организационного порядка здесь только начинаются (см. «Онлайн курсы оказывают давление на университеты беднейших стран»).
Одна из главных задач курсов MOOCs, которые до сих пор, в основном, поступают из университетов США — это адаптация содержания к разнообразию аудиторий всего мира, к любым комбинациям языков, образовательным, мотивационным и культурным традициям. Критики опасаются большого роста образовательных кейсов всего от нескольких элитных учреждений западных стран, но это беспокойство беспочвенно в силу не соответствия различных традиций обучения у разных народов.
Такая ситуация, чисто с точки зрения курсов, начинает меняться и эти стартапы расширяются предложениями сотрудничества с международными университетами. Так, например, в феврале (2013 года) некоммерческая платформа EDX, созданная в прошлом году силами Гарварда и MIT, в качестве партнера дополнилась Федеральной политехнической школой из Лозанны, Швейцария. И хотя первые курсы проводятся на английском языке, в Школе, согласуясь с задачами развития Гражданского общества, по предложению представителей EDX теперь задумали распространить их на франкоязычные регионы Восточной и Центральной Африки.
Обслуживание и мониторинг MOOCs необходимо передавать в развивающиеся страны, ведь даже такой очень мелкий недочет как, например, невозможность загрузки и использования студентами контента, отличного от видео, имеет огромное значение. Но серьезные MOOCs идут дальше, в том числе и EDX, у которых в планах ближайших месяцев создать открытые источники своей платформы и предоставить эти источники не только университетам для создания своих онлайн-курсов, но и программистам всего мира для экспериментов и разработки настраиваемых интерфейсов.
«То, что мы уже имеем сегодня — это очень хороший первый шаг», говорит Anoop Gupta, ведущий ученый и исследователь из Microsoft. «Мы должны убедиться в том, что создаем инструменты, позволяющие легко генерировать новый контент, отличный от того, что создается в Массачусетском технологическом институте и Стэнфорде». Релевантностьએ, как отмечает он, является одним из крупнейших мотиваторов для студентов.
Многие уже сейчас, заглядывая в будущее онлайн-курсов для развивающихся странах, понимают, что нельзя надеяться исключительно на Интернет, а необходимо органичное совмещение с традиционной работой колледжей.
В Индии, например, Microsoft Research, у которого офисы в Бангалоре, сотрудничает с университетами, используя «уполномоченные классы», где проводятся онлайн лекции, форумы и викторины для студентов инженерных специальностей различных школ, совмещенные с тем же курсом информатики. Еще одна интересная идея из Индии — это проект Microsoft Research по сканированию электронных учебников на предмет извлечения наиболее важных понятий, которые в дальнейшем могут быть интегрированы в обучающее онлайн видео. Таким образом, индийские профессора могут обсуждать воздействие электромагнитных полей вместе с показом ряда диаграмм из учебников по физике. Еще один проект, называется VidWiki и позволяет любому комментировать видео текстом на родном языке.
В MOOCs существуют очень актуальные практические вопросы, например, обеспечение реальной сертификации независимо от местонахождения. Для этом Coursera экспериментирует с различными способами идентификации студента. С другой стороны Udacity просто работает с Центрами компании Pearson, которая проводит тестирование физических лиц по всему миру.
Самые грандиозные планы не могут приходить только от технологий.
Прямо сейчас, в Руанде, некоммерческая организация Generation Rwanda приступает к работе над амбициозным экспериментальным проектом, вероятно, одним из первых в своем роде — университет, полностью построенный на MOOCs.
Хотя в конце этого года (2013) будет работать только пилотный вариант, конечной целью является создание университета в Руанде для 400 человек, с обеспечением занятий всех студентов только посредством MOOCs и путем обсуждения проблемных областей для стипендиатов (коммерческих студентов). «Для начала, первые студенты попробуют курс Гарвардского университета по юриспруденции и курс Университета Эдинбурга Критическое мышление и глобальные вызовы«, — говорит исполнительный директор создаваемого Университета Jamie Hodari (Джейми Ходари). Как только будет достигнуто соглашение о партнерстве с Southern New Hampshire University — Новый южный Хэмпшерский университет, по тестированию и сертификации, Университет начнет работать.
Hodari считает, что упрощается работа эксперта (учителя), когда он наблюдает без посредников (без деканата), только через провайдера MOOCs, за данными студента тем, как человек добывает знания, спотыкается в той или иной теме и это позволит сэкономить средства. Некоммерческие амбиции уже сейчас позволяют предлагать стоимость полного года обучения в пределах US $1500 и даже меньше.
Хотя только 1% руандийцев смогут с помощью интернет-технологий достичь степени бакалавра, Hodari не ждет. Ссылаясь на то внимание, которое приобрело MOOCs за последний год он утверждает — «Нам тяжело понять, прочитав все эти посылы, что уже сейчас можно учиться где нибудь в Судане и получать первоклассное высшее образование бесплатно. Сегодня нам кажется, что это очень далеко от реальности и на самом деле доступно не всем, а только немногим избранным».
Из совокупности
Избытков, скоростей,
Машин и жадности
Возникло государство.
Гражданство было крепостью, мечом,
Законом и согласьем. Государство
Явилось средоточьем
Кустарного, рассеянного зла:
Огромным бронированным желудком,
В котором люди выполняют роль
Пищеварительных бактерий. Здесь
Все строится на выгоде и пользе,
На выживанье приспособленных,
На силе.
Его мораль — здоровый эгоизм.
Цель бытия — процесс пищеварения.
Мерило же культуры — чистота
Отхожих мест и емкость испражнений.
2
Древнейшая
Из государственных регалий
Есть производство крови.
Судья, как выполнитель Каиновых функций,
Непогрешим и неприкосновенен.
Убийца без патента не преступник,
А конкурент:
Ему пощады нет.
Кустарный промысел недопустим
В пределах монопольного хозяйства.
3
Из всех насилий,
Творимых человеком над людьми,
Убийство — наименьшее,
Тягчайшее же — воспитанье.
Правители не могут
Убить своих наследников, но каждый
Стремится исковеркать их судьбу:
В ребенке с детства зреет узурпатор,
Который должен быть
Заране укрощен.
Смысл воспитания —
Самозащита взрослых от детей.
Поэтому за рангом палачей
Идет ученый Комитет
Компрачикосов,
Искусных в производстве
Обеззараженных
Кастрированных граждан.
4
Фиск есть грабеж, а собственность есть кража,
Затем, что кража есть
Единственная форма
Законного приобретенья.
Государство
Имеет монополию
На производство
Фальшивых денег.
Профиль на монете
И на кредитном знаке герб страны
Есть то же самое, что оттиск пальцев
На антропометрическом листке:
Расписка в преступленьи.
Только руки
Грабителей достаточно глубоки,
Чтоб удержать награбленное.
Воры,
Бандиты и разбойники — одни
Достойны быть
Родоначальниками
Правящих династий
И предками владетельных домов.
5
А в наши дни, когда необходимо
Всеобщим, равным, тайным и прямым
Избрать достойного —
Единственный критерий
Для выборов:
Искусство кандидата
Оклеветать противника
И доказать
Свою способность к лжи и преступленью.
Поэтому парламентским вождем
Является всегда наинаглейший
И наиадвокатнейший из всех.
Политика есть дело грязное —
Ей надо
Людей практических,
Не брезгающих кровью,
Торговлей трупами
И скупкой нечистот…
Но избиратели доселе верят
В возможность из трех сотен негодяев
Построить честное
Правительство стране.
6
Есть много истин, правда лишь одна:
Штампованная признанная правда.
Она готовится
Из грязного белья
Под бдительным надзором государства
На все потребности
И вкусы и мозги.
Ее обычно сервируют к кофе
Оттиснутой на свежие листы,
Ее глотают наскоро в трамваях,
И каждый сделавший укол с утра
На целый день имеет убежденья
И политические взгляды:
Может спорить,
Шуметь в собраньях и голосовать.
Из государственных мануфактур,
Как алкоголь, как сифилис, как опий,
Патриотизм, спички и табак, —
Из патентованных наркотиков
Газета
Есть самый сильнодействующий яд,
Дающий наибольшие доходы.
7
В нормальном государстве вне закона
Находятся два класса:
Уголовный
И правящий.
Во время революций
Они меняются местами,
В чем,
По существу, нет разницы.
Но каждый
Дорвавшийся до власти сознает
Себя державной осью государства
И злоупотребляет правом грабежа,
Насилий, пропаганды и расстрела.
Чтоб довести кровавый самогон
Гражданских войн, расправ и самосудов
До выгонки нормального суда,
Революционное правительство должно
Активом террора
Покрыть пассив убийц,
Так революция,
Перетряхая классы,
Усугубляет государственность:
При каждой
Мятежной спазме одичалых масс
Железное огорлие гаротты
Сжимает туже шейные хрящи.
Благонадежность, шпионаж, цензура,
Проскрипции, доносы и террор —
Вот достижения
И гений революций!